Неизвестный город Пушкин. Особняк Юсуповой, несчастный и прекрасный
Уже много лет дворец княгини Юсуповой стоит за забором. Прохожему с улицы ничего не видно, лишь из окон автобусов можно бросить взгляд на прячущуюся красоту.
Несколько лет назад тут вроде как началась реставрация. На заборе еще красуется информационная табличка с уже давно не существующем фондом в качестве заказчика.
Заглянем за забор. Ещё сохранилась будка охраны. Стоят раскрытые настежь вагончики строителей.
Видимо, что-то не заладилось, и особняк сейчас стоит в запустении. Мы сначала шли ко дворцу с опаской, полагая, что вариант встретить злобную собаку, охраняющую особняк, весьма велики. Но, на наше счастье, никого там не было.
Особняк впечатляет. Еще целы двери и стекла, в идеальном состоянии сохранена лепнина и меньше всего он похож на жалкую руину. Только что зарос сильно.
Дворец был построен в середине 19 века в стиле необарокко и по своему архитектурному убранству напоминает Эрмитаж в Екатерининском парке.
Даже грот есть.
Хозяйкой особняка была Зинаида Ивановна Юсупова. Одна из первых красавиц Петербурга, она пользовалась вниманием Николая I, а потом из-за ссоры с императором была вынуждена покинуть Россию. Поселилась во Франции.
Хороша, не правда ли?
Как писал её правнук князь Феликс Феликсович Юсупов (известный как участник убийства Григория Распутина) в «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».
Предприниматель Сергей Гутцайт, тот, что восстановил замок Бип, переоборудовав его в ресторан и гостиницу, воссоздал ещё Певческую водонапорную башню в Пушкине.
Эх, взялся бы он еще и за особняк Юсуповой, но, боюсь, Гутцайту больше такого не надо, слишком много сложностей. Так и стоит в запустении шикарнейший дворец, из которого можно сделать конфетку, как и соседняя деревянная дача (которую уже не восстановить), как и многое другое. Зато Екатерининский дворец каждый год кроют новым слоем краски.
За фотографии спасибо Вениамину Ицхоки, мы свой фотик в этот раз малодушно оставили дома.
Усадьба княгини Юсуповой Пушкин
Усадьба княгини Юсуповой является самой яркой постройкой, выполненной Монигетти по частному заказу в Царском Селе, и справедливо считается одной из «жемчужин» русской архитектуры. История строительства дачи княгини Юсуповой (урожденной Зинаиды Ивановны Нарышкиной) (1809-1893 гг.) овеяна ореолом тайны и романтики, сопутствовавших экстравагантной жизни этой представительницы древнего рода.
Однако если изучить архивы, все становится вполне обычным для Царского Села, города дворцового ведомства, земли коего принадлежали царствующему императору, не подлежать отчуждению.
Строительство здесь регулировалось особо жестко. Разрешение на отвод участка на правах Всемилостивейшего пожалования мог дать лишь царь, что после застройки документально оформлялось в виде «данной»:
«По Указу Его Величества Государя Императора Александра Николаевича, самодержца Всероссийского и проч. Дан сей лист супруге французского генерального советника графине Зинаиде Ивановой де Шово маркизе де Серр на владение двумя местами с имеющимися на оных строениями, состоящими в г. Царском Селе 3 части по левой стороне Павловского шоссе под № 1 и 2. Земля мерою, как значится на включаемом у сего плане погону: с правой стороны 60 саж. с левой 69 саж.; а в остальной задней части места 85 саж. 2 арш., всего же квадрату 6364 саж. г. Царское село Майя 22 дня 1863 г. Подписано: Его Императорского Величества».
Основная часть насаждений, образовавших аллеи и куртины между Павловским шоссе и Верхней (Ново-Павловской) дорогой, появилась здесь благодаря трудам садовых мастеров Царскосельского дворцового правления Ф. Ф. Лямина и И. Ф. Пипера в 1839–1847 гг.
Особое внимание уделялось социальному положению и «благонадежности» будущих дачевладельцев. Однако выбор был невелик – об отводе мест просили, в основном, небогатые обыватели Царского Села – булочники, камердинеры, военные.
Осенью 1855 года царь утвердил план отвода шести дачных «мест» в Отдельном парке, разработанный арх. А. Ф. Видовым. В 1854 году, в связи с распродажей участков земли под строительство частных дач вдоль Павловской дороги, княгиня Юсупова решила построить себе дом в Царском Селе. Вдове тайного советника княгини Юсуповой первой по ее прошению предоставили участок площадью около 2,2 га. 14 февраля 1856 года получила от имени великого князя Николая Николаевича разрешение «на постройку каменной дачи по левую сторону Павловской дороги» на двух десятинах земли. Но, вероятно, еще задолго до этого княгиня пригласила Монигетти составить проект особняка, так как хранящийся в ГМЗ «Царское Село» подписной эскиз дачи «Фасад на Павловскую дорогу» высочайше утвержден графом Адлербергом уже 20 января 1856 года (на листе имеется соответствующая помета).
Строительство велось на деньги владелицы и завершилось в 1859 году в отсутствие княгини. Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака. В документах того периода ее именуют «супругой французского генерального советника», не упоминая прежних титула и фамилии. Представителем заказчицы был ее поверенный, стройкой руководили вначале сам Монигетти, а затем каменных дел мастер Торичелли. «Данную» на право владения от имени Александра II управляющий Царскосельского дворцового правления отправил с большим опозданием в 1863 году через полицейский участок по петербургскому адресу княгини. Участок был сравнительно большой и открытый со всех сторон.
Юсупова представила архитектору полную свободу в выборе композиции и стиля дачи, ее размеров и разбивки сада. Условия устраивали Монигетти, и он принял заказ, пообещав Юсуповой построить нечто вроде царскосельского Эрмитажа. В связи с постройкой царскосельской дачи в семье Юсуповых сохранилось предание, описанное в мемуарах правнуком Зинаиды Ивановны — Феликсом Юсуповым. Согласно этому преданию. Николай I однажды предложил княгине провести лето в «царскосельском домике «Эрмитаж»». Княгиня ответила, что «отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным имением. А все ж купила землицы близ дворца и построила домик в точности как государев подарок». Действительно, исследователи, описывающие дачу 3. И. Юсуповой, всегда сравнивают ее с находящимся неподалеку павильонов Эрмитаж: два здания роднит и диагональное размещение ботовых флигелей, и форма купола, расположенного нал центральным залом.
Особняк Юсуповой получился эффектным и живописным, однако его фасады явно перегружены декоративными деталями, что особенно ощущается при сопоставлении постройки Монигетти с ее прототипом— царскосельским Эрмитажем. Перегруженность декором, вычурный рисунок лепнины внесли в облик здания ту манерность и дробность, которая отличает его от произведений Растрелли и Чевакинского. Особняк Юсуповой, подобно фасадам великокняжеских дворцов — Ново-Михайловского и Николаевского, строительство которых (по проектам архитектора А. И. Штакеншнейдера) развернулось в эти же годы, характеризует тот процесс нарастания декоративности, количественного «умножения» на фасадах лепных деталей, который быстрым темпом развивался в архитектуре в конце 50—60-х годов. В итоге этого процесса эклектизм перешел в свою вторую стадию, охватывающую последнюю треть XIX века, отмеченную решительной антипатией к простоте, окончательной утратой чувства меры в декорировке фасадов и произвольным смешением стилей.
На даче Юсуповых находились интереснейшие коллекции декоративно-прикладного искусства, редчайшие минералы, великолепная живопись. После революции коллекции особняка были переданы в Екатерининский дворец.
Сначала в здании размещалась детская трудовая колония им. Луначарского, а с 1920-х гг — а здание приспособлено для отдыха воспитанниц хореографических училищ. С 1921 года усадьба была летней дачей воспитанниц Ленинградского хореографического училища, стены ее помнят юных Галину Уланову, Марию Семенову, Татьяну Вечеслову.
В 1933 году облик интерьеров жестко изменило приспособление дачи под лабораторию (мукомолку) и квартиры сотрудников Всероссийского института растениеводства. О трагичной судьбе одной из семей, живших до войны на даче читайте здесь.
Пострадавшее за время войны и оккупации в 1941-1944 годах, здание отремонтировали без реставрации, пристроив две новые террасы. Частично уцелевшую к тому моменту отделку интерьеров окончательно уничтожили перепланировкой и приспособлением под детский санаторий. Лестницу перенесли в объем центрального зала, заменив его перекрытие бетонными плитами.
Затем здание пустовало. Полтора десятка лет на месте главного дома дачи княгини Юсуповой можно было видеть лишь обгоревшие стены да провалы крыш. В настоящее время заканчивается воссоздание купола (проект 1998 года ОАО «Литейная часть-91»). Произведена разборка послевоенных перегородок, выполнены первоочередные реставрационные работы. В 2003 году в арх. мастерской «Рест-Арт-Проект» разработан эскизный проект реставрации.
Адрес усадьбы княгини Юсуповой:
город Пушкин, Павловское шоссе 10, 12
Рекомендую посмотреть
Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся внизу статьи 👇
До новых встреч на страницах нашего сайта «Усадьбы Дворцы Особняки». Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS
Email или
twitter
Санкт-Петербург
v_murza | окт. 25, 2009 05:09 pm Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова (1809-1893). Розовая дача и замок Кериоле Ее имя вошло в петербургские легенды. Среди ее поклонников были императоры Николай I и Наполеон III. Она была возмутительницей спокойствия и разрушала все условности, но оставила после себя изумительные по красоте имения и дворцы. Зинаида Ивановна Юсупова, урожд. Нарышкина, впоследствии графиня де Шово и маркиза де Серр, родилась 200 лет назад 2 ноября 1809г. (1810г.?) в Москве. Юсуповы. Родовое проклятие Зинаида Ивановна в 1827г. родила сына Николая, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о проклятии рода Юсуповых. Краткая его история такова. Основатель рода, правитель Ногайской орды Юсуф-Мурза желал замириться с Москвой. В XVIв. в России еще не было нанотехнологий и инвестиций в человеческий капитал. Однако хан понимал, откуда дует ветер. Он отправил в 1563г. сыновей ко двору Иоанна Грозного. В летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа». Княгиня заявила мужу, что «рожать мертвецов» впредь не собирается, но если тот не нагулялся, «пусть брюхатит дворовых девок». Так продолжалось до 1849г., когда старый князь умер от тифа, оказывая помощь заболевшим. Звезда первой величины Костыль — Вам дар небес: любите Ваш костыль! А вслед за ним такое «шуточно-интимное» четверостишие: Фортуна чрез меня Вам башмаки подносит, В год смерти мужа Зинаиде Ивановне не было еще и сорока. Она оказалась владелицей фантастического состояния, в том числе 3-х дворцов только в Санкт-Петербурге, дворцов в Москве, Архангельском, и Кореизе. И она, как бы сейчас сказали, пустилась во все тяжкие. О ее романах ходили легенды. Но, как ни странно Зинаиду Ивановну не осуждали, признавая право величавой княгини на сумасбродства. До сих пор в Свеаборге (остров-крепость близ Хельсинки) рассказывают, как Юсупова вывезла из тамошней тюрьмы возлюбленного — народовольца Исакова, и скрывала его до самой смерти в своем особняке на Литейном в Петербурге. Свой Литейный дом Зинаида Ивановна повелела построить архитектору П.Л.Бонштедту после смерти мужа. Она переехала сюда, оставив дворец на Мойке сыну Николаю. Как ни странно, этот особняк (Литейный пр., 42), построенный в 1852-1858гг., вошел в питерские легенды, как дом Пиковой дамы (один из двух). Считается, что если долго смотреть в окна второго этажа, в них можно увидеть лицо хозяйки дома. Некоторые даже утверждали, что Пиковая дама, замеченная ими в доме на Литейном, грозила им пальцем! . На Литейном, прямо, прямо, Розовая дача в Царском Селе Кн. Феликс Юсупов пишет в своих мемуарах, как разбирая прабабкин архив, он обнаружил письма императора Николая I. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. Розовая дача (1856г., стиль необарокко, арх. И.А.Монигетти). Это современный снимок, сделанный автором, для чего ему пришлось проявить незаурядные акробатические способности. Дача уже 5 лет обнесена глухим забором и реконструируется неким ООО под гостиницу. Строительство ансамбля дачи, включающего домик садовника, парк с гротами из натурального камня, завершилось в 1859г. в отсутствие княгини. Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака. Сын Зинаиды Николаевны, кн. Феликс Юсупов на даче. Снимок из архива Йельского университета. Маленькое архитектурное безумство Императорский двор России, не одобрявший ни отъезда княгини, ни ее нового брака, потребовал, чтобы новоиспеченный дворянин имел государственную должность. В департаменте Финистер было вакантным место генерального советника кантона. В 1860г. Шарль сумел получить эту должность, предварительно заверив местного префекта в намерении поселиться в департаменте. В том же году Зинаида и Шарль подписали брачный контракт. Церемония бракосочетания прошла в России, в часовне дворца Юсуповых на Мойке. А в 1862г. новобрачные приобрели в Бретани небольшой замок на берегу Атлантического океана. Документальные свидетельства о нем сохранились с XVв. Княгиня энергично взялась за обустройство своего нового жилища, напоминавшего скорее средневековую крепость. Коренным образом перестроить замок было поручено главному архитектору региона Жозефу Биго, который внимательно прислушивался к пожеланиям русской дамы, почитая ее изысканный вкус. Обновленный замок производит странно-мрачное, фантасмагорическое впечатление, отражая, по-видимому, умонастроения хозяйки в то время. С архитектурной точки зрения новое строение являет гибрид нескольких стилей — неоготического, французского реннесанса и местного бретонского. На крыше — химеры и. славянская ведьма на помеле. Фасад украшен символами Бретани — горностаями, королевскими лилиями и оккультными пятиконечными звездами. Среди украшений — барельеф медведя, который смотрит на восток, напоминая об истоках Нарышкиной, дворянские короны Шово и Серра, и девиз «Всегда и вопреки всему». В начале поста: Christina Robertson. Portrait of Princess Zinaida Yusupova (1840-41). ОСОБНЯК ЮСУПОВОЙ. В ГОСТЯХ У «ПИКОВОЙ ДАМЫ»Парадный холл особняка с портретом хозяйки Зинаида Юсупова (урожденная Нарышкина) Как отмечает князь Феликс, у Зинаиды Юсуповой хранились письма Николая I недвусмысленного содержания. Гордая княгиня отказывалась принимать подарки императора. Для нее было недопустимо опуститься до уровня простой фаворитки, выпрашивающей государевой милости. «Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ». Как обычно, когда кто-то попадал в немилость императора, светское общество отворачивалось от него. Зинаида Юсупова была одна из немногих в свете, кто мог демонстративно беседовать с «отверженными» и принимать их у себя в гостях. В светских конфликтах княгиня Юсупова обычно действовала честно. Во время светских интриг против Пушкина она приняла сторону поэта. Их брак продлился 40 лет. Зинаида пережила своего молодого мужа, который при ее помощи сделал политическую карьеру во Франции. Завещание покойного мужа стало для дамы ударом – он завещал их семейный замок своей родне (по версии князя Феликса – любовнице). Юсуповой пришлось выкупать любимое имение за полтора миллиона франков. Зеркало в кабинете В обществе обсуждали бурный роман княгини Зинаиды с молодым революционером, который был арестован, а княгиня заплатила тюремщикам, чтобы любовника отпускали к ней на ночь. По другой легенде, она устроила революционеру побег и спрятала у себя дома. Когда любовник умер, дама похоронила его в стенах своего дома. После революции в стенах особняка был найден скелет в саване. Эту историю приводит князь Феликс в своем дневнике: В дневнике князь отмечает, что боялся оставаться один в комнатах прабабкиного дома: «Помню, когда, очень давно, разбирался я в той спальне в прадедовых бумагах, то было мне очень не по себе, и звал я лакея, чтобы не сидеть в комнате одному». Синий зал украшен картинами в стиле барокко с эпизодами из жизни царицы Клеопатры. На этой картине Клеопартра, хвастаясь перед Марком Антонием своим богатством, растворила в кубке с уксусом драгоценную жемчужину Клеопатра и Марк Антоний Шикарный бальный зал Зал в ожидании бала в наши дни В старинных зеркалах кажется вот-вот промелькнут тени владельцев дома Этот портрет княгини висит в холле. Хозяйка благосклонно встречает гостей По воспоминаниям современницы в 1836 году княгиня Юсупова давала пышный бал в своем доме, но сама не танцевала из-за травмы ноги, ходила опираясь на старый костыль дедушки, который в свете прозвали «магическим». «Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. … У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное». Поэт Вяземский посвятил хозяйке бала стихотворение: Костыль — Вам дар небес: любите Ваш костыль! В старости княгиня, как вспоминал Феликс, стала до неприличия скупой. Одна угощала родственников старыми заплесневелыми конфетами. Феликс не отказывался от таких «гостинцев», чтобы не огорчать бабулю. Я немного побродила по темным комнатам и коридорам особняка вдали от шума бала Сейчас в особняке располагается «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» (ИВЭСЭП). Представляется, как призрак хозяйки пугает студентов, не сдавших сессию Роковую красавицу княгиню Юсупову тоже прозвали «Пиковой Дамой» (поначалу это прозвище носила княгиня Голицына). Дом Юсуповой называли «домом пиковой дамы». Возможно, старая княгиня Голицына передала Юсуповой титул «дамы пик» после своей смерти. Николай Агнивцев В этоть вечер над Невою — На Литейном, прямо, прямо, И в слезах, прождав немало — На Литейном, прямо, прямо, Что же дальше? Ах, избавьте! — На Литейном, прямо, прямо, Зинаида Юсупова в зрелые годы В годы первой мировой войны князь Феликс в доме прабабушки открыл госпиталь Adblockdetector |