Янтарная комната в уфе адрес
Официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
Её музейная жизнь вызывает неизменный интерес тысяч туристов, ежедневно посещающих Царское Село. Окажется ли она копией, максимально приближенной к оригиналу, станет ли репликой былого шедевра или будет восприниматься как новое произведение изящного искусства? Безусловно, восприятие Янтарной комнаты не может быть однозначным. Но одно неоспоримо: воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца – одно из самых значительных достижений в истории мировой реставрации.
Наш сайт дает возможность Вам узнать об истории и настоящем дне знаменитого шедевра, об окончании его воссоздания мастерами-камнерезами ООО «Царскоселькая янтарная мастерская» при финансовой поддержке немецкой частной компании «Рургаз АГ», собрать пазл из фрагментов Янтарной комнаты он-лайн, поделиться своими впечатлениями в гостевой книге и многое другое.
Транспорт
ГМЗ «Царское Село» расположен в 25 км на юг от Санкт-Петербурга, по адресу: 189620, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7.
Вы можете добраться туда:
1. Электропоездом с Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга до станции Царское Село (г. Пушкин) и далее автобусом № 371, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село» (Садовая ул.,7).
2. От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга до Царского Села на маршрутном такси или автобусом № 287 и далее автобусом № 371 до Государственного музея-заповедника «Царское Село» (Садовая ул.,7).
Режим работы
Екатерининский дворец-музей (Янтарная комната) открыт ежедневно с 10.00 до 17.00 часов, выходной день — вторник, последний понедельник каждого месяца — санитарный день.
В период летнего сезона:
c 10.00 — обслуживание официальных делегаций и заказных туристических групп;
с 16.00 до 17.00 часов — вход индивидуальных посетителей по билетам. В случае отсутствия заказных групп обслуживаются посетители по билетам.
Касса находится в вестибюле Екатерининского дворца. Предварительно билеты не продаются.
Справки по телефону: +7 812 (автоответчик)
+7 812 (администратор)
Лечение янтарем
Ольга 19 января 2012 На приёме у целителя
Уфимский врач Разиф Рапиев применяет для своих пациентов лечение янтарем. А если точнее, то доктор Рапиев создал кабинет аэроионной терапии и оздоравливает в нем своих пациентов.
Много лет назад будущий врач Разиф Рапиев в буквальном смысле умирал от осложненного порока сердца. После одной из операций в тяжелейшем состоянии он пообещал Господу, что если останется жив, то обязательно построит больницу, какой в мире нет. Разиф выздоровел. Наступила пора отдавать «долг» …
Бывший спортивный врач сборной СССР по легкой атлетике, доктор Рапиев еще в пору советской власти не раз сталкивался с чудотаблетками N 5. Высшие партийные функционеры укрепляли ими свой иммунитет, насыщали себя бодростью и энергией, а при необходимости снимали похмельный синдром. То были таблетки янтарной кислоты …
«А почему бы, — подумал доктор, — не использовать янтарную кислоту проще — организовать ее доставку в организмне не в виде таблеток, а более естественным путем — через дыхательные пути? А для этого построить янтарную комнату, где люди могли бы дышать целебным воздухом?» И доктор Рапиев стал использовать лечение янтарем.
Укрепила его в этом решении и тяжелая болезнь отца — рак предстательной железы. Положившись на чудо-минерал, соорудил он отцу матрас, наполненный необработанным янтарем. А когда уже начали строить янтарную комнату, стал возить его туда на сеансы рапитерапии. Оздоровительная комната открылась уже несколько лет назад в уфимском санатории «Зеленая роща». И сразу стала очень популярной среди отдыхающих. А совсем недавно доктор Рапиев закончил сооружение второй янтарной комнаты — крупнейшей в мире.
Тем самым он положил начало институту янтаря, который Разиф Абулкарамович намерен создать на Южном Урале. На устройство янтарной комнаты площадью 42 кв. м ушло более тонны необработанного солнечного камня, закупленного Рапиевым в Калининграде. Янтарными камушками по особой технологии выложены стены и потолок комнаты. Пациенты ставят ноги в специальные ванночки с янтарем.
Кстати, еще Ибн Сина (Авиценна) считал янтарь лекарством от болей в животе, нарушений сердечного ритма, лихорадки и обморочных состояний. Древние славяне верили, что янтарное ожерелье приносит здоровье и защищает от дурного глаза. В Древнем Египте янтарь добавляли в благовония. Дым горящего янтаря — фимиам — помогал при кашле, спасал при отравлениях …
Один час пребывания в янтарной комнате — то же самое, что сутки — в чистейшем реликтовом кедровнике. Это во-первых. Во-вторых, чтобы покрыть суточную потребность в янтарной кислоте, человек должен съесть 8 кг фруктов и овощей или выпить 3-4 литра сока. А тридцати или шестидесяти минут в янтарной комнате достаточно, чтобы эту проблему решить. Полный курс оздоровления — десять сеансов. В-третьих, вредные микробы и бактерии в янтарной комнате быстро гибнут и не могут размножаться. В ней создается не искусственная, а естественная стерильность. Воздух быстро насыщается как янтарной кислотой, так и легкими отрицательными ионами, которые благотворны для человека. Вы слышали о люстре Чижевского? Ее терапевтический эффект достигается благодаря отрицательным ионам. Но там они производятся при высоком электрическом напряжении, а в янтарной комнате это природный процесс. К примеру, в обычной квартире полезных ионов всего 100-120 на 1 куб. см в секунду. На курортах Кисловодска или Сочи — до 600 единиц, а в янтарной комнате концентрация легких отрицательных ионов — более 6000 на 1 куб. м в секунду. В то же время в янтарной комнате подавляется процесс образования тяжелых положительных ионов, ионов-киллеров, которые являются пособниками многих заболеваний.
Янтарь — сильнейший диэлектрик. Он хотя бы на время освобождает человека от так называемого блуждающего электричества. Важно и то, что в янтаре содержится 73 чистейших элемента и изотопа, пришедших к нам из глубочайшей древности в 50 миллионов лет. Они тоже «витают» в янтарной комнате — селен, цирконий, йод и т.д.
И наконец, янтарная кислота и отрицательные ионы, поступающие в кровь при дыхании, обеспечивают организм энергией на внутриклеточном уровне. Лечение янтарем назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, гипертонии, сахарном диабете, варикозной болезни, заболеваниях суставов и позвоночника, желудочно-кишечного тракта, печени и т.д. История с отцом Разифа Рапиева дает основание говорить, что рапитерапия, возможно, позволяет лечить и рак. На себе доктор проверил и эффективность восстановления тканей после операций. 29 лет после операций на сердце он не мог поднимать правую руку, а теперь поднимает. Рапиев был инвалидом первой группы! Теперь здоров. И этим во многом обязан янтарной комнате. В ней происходит не отдельное лечение болезни, а оздоровление человека в целом. Вдыхать целебный «коктейль» из легких отрицательных ионов и янтарной кислоты надо с удовольствием и хорошими мыслями. Тогда быстро почувствуете эффект.
Мнения пациентов о лечении янтарём единодушны: «Чувствуем прилив доброй энергии … стабилизируется давление … нормализуется работа печени, улучшается настроение … »
По словам доктора Рапиева, янтарные комнаты незаменимы для людей, страдающих синдромом хронической усталости. Разиф Абулкарамович уверен, что двух-трех сеансов рапитерапии достаточно для лечения или профилактики атипичной пневмонии.
Врач из Уфы готов сотрудничать со всеми в России, кто задумает открыть подобные оздоровительные центры. Ему хотелось бы, чтобы его работа была замечена власть предержащими — не ради славы, а чтобы возможность поправить здоровье имели как можно больше россиян. Что же касается заграницы, то на курорте Карловы Вары в Чехии уже открыта янтарная комната Рапиева. На очереди знаменитый курорт Баден-Баден в Германии. Есть заявки из США и Канады.
А для тех, кто не может побывать в янтарной комнате, доктор создал янтарные матрасики, спать на которых удобно и чрезвычайно полезно для здоровья, особенно мужчинам. Разработал и янтарные устройства для образования отрицательных ионов, необходимых тем, кто постоянно работает на компьютере. Желающим предлагает и целебные таблетки N 5.
Янтарная комната
можно посмотреть http://www. *****/content/view/21/86/
Видео презентация http://*****/video/2450/http://*****/video/2450 http://*****/video/2450 http://*****/video/2450/
Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Но следы комнаты теряются после 1944 года. Существует множество версий о ее сегодняшнем месте нахождения, но найти ее до сих пор не удалось. Это огромная тайна, разгадать которую ученые пытаются уже не один десяток лет. Остается только надеяться, что скоро у нас вновь появится этот прекрасный шедевр, и россияне смогут увидеть настоящую Янтарную комнату, а не любоваться ею с картинок. Найти же подлинник вряд ли удастся, и судьба Янтарной комнаты навсегда останется одной из самых великих тайн прошлого.
Зато совершенно реальна перспектива вновь увидеть Янтарную комнату в доме отдыха. В настоящее время насчитывается всего четыре янтарных комнаты в мире:
1. Янтарная комната Екатерининского дворца В Санкт-Петербурге.
2. Янтарная комната в Карловых Варах.
3. Янтарная комната в Уфе (применяется для лечения, профилактики и реабилитации различных заболеваний).
4. Янтарная комната в Доме отдыха «Покровское» открыта 9 мая 2007 года.
Опыт лечения больных в условиях «Янтарной комнаты»
В условиях санатория «Зеленая роща» нами было обследовано и пролечено в «янтарной комнате» 45 пациентов с транзиторными ишемическими атаками в вертебро-базиллярном бассейне головного мозга.
Основным критерием состояния органов и систем служили показатели контрольных точек электропунктурной методики по Фоллю. Проводилось измерение контрольных точек 20 меридианов до и после курса лечения
На меридиане кровообращения исследовались точки артерий и вен. На меридиане эндокринной системы проводились измерения в т. щитовидной, молочной железы, т. инсулярного аппарата поджелудочной железы, на меридиане мочевого пузыря т. простаты, матки, яичников.
Исследования проводились до и после посещения пациентом янтарной комнаты. В 6 случаях исследование проводилось ежедневно, в остальных случаях 3-4 раза за курс лечения.
Из 35 пациентов, прошедших курс лечения в янтарной комнате при диагностике по Фоллю «отклонение в работе печени» выявлено во всех случаях (полнокровие, застой в воротной вене, застой желчи). Показатели аппарата при первом осмотре колебались от 75 до 95 ед. После первого сеанса в янтарной комнате во всех случаях показатели начинают снижаться и после 5-го сеанса достигли значений здоровых и составили 50-55 ед.
На меридиане кровообращения исходно у всех обследуемых отмечались изменения, свидетельствующие о клеточной деструкции в сосудах (в основном в венах), отмечался выраженный венозный застой в органах и системах. К концу лечения в 50 % случаях выявлено улучшение показателей до 50-55 ед.
Положительная динамика после 10 сеансов отмечена на меридианах лимфатической системы, легких, толстой кишки, аллергии, сердца, тонкой кишки, дегенерации суставов и соединительной ткани, желудка, почек.
Клинические исследования подтвердили положительное воздействие лечебных сеансов в янтарной комнате: у 30% больных отмечено снижение повышенных показателей холестерина и триглицеридов, у 45 % больных нормализовался протромбиновый индекс, у 70% пациентов выявлено улучшение показателей РЭГ в виде снижения тонуса магистральных сосудов и артериол, улучшения венозного оттока. Ухудшения состояния больных, данных лабораторных и инструментальных исследований во время лечебных процедур в условиях «янтарной комнаты» не отмечено.
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о возможности использования метода лечения в «янтарной комнате» в комплексе реабилитационных мероприятий при транзиторных ишемических атаках в вертебро-базилярном бассейне головного мозга, а метода электропунктурной диагностики по Фоллю – для направления больных на данную процедуру и в оценке эффективности лечения.
*****@***ru
Исчезновение века: историк рассказал, где сейчас может находиться пропавшая Янтарная комната
— Александр Георгиевич, о таинственном исчезновении Янтарной комнаты во время войны слышали, наверное, все, многие бывали в Царском Селе и видели её в воссозданном виде. Расскажите об истории создания этого произведения искусства и его появления в России.
— Янтарная комната была создана в начале XVIII века по замыслу архитектора Андреаса Шлютера для нового дворца прусского короля Фридриха I в Берлине. Изначально она была меньших размеров — это был, скорее, Янтарный кабинет. Однако собрать панели в готовом виде не успели, так как в 1713 году Фридрих I умер, а сменившему его Фридриху Вильгельму I это произведение искусства было не нужно. Зато ему был очень нужен союз с Россией в войне против Швеции, и в ноябре 1716 года, во время встречи с Петром I, Фридрих Вильгельм, зная, что русский царь проявлял интерес к Янтарному кабинету, преподнёс его в качестве политического дара, чем очень обрадовал Петра. В июле 1717 года кабинет перевезли в Санкт-Петербург, где он некоторое время находился в Меншиковском дворце, потом его дважды собирали, но в конечном итоге Янтарная комната была собрана в середине XVIII века гениальным Франческо Растрелли в одной из парадных комнат Большого Екатерининского дворца Царского Села. Там она находилась до осени 1941 года, когда её похитили гитлеровцы.
— Именно Растрелли превратил Янтарный кабинет в комнату?
— Да, перед этим она была собрана в старом Зимнем дворце, там было помещение парадное, но не очень большое. А в Большом Екатерининском дворце помещение было гораздо больше, и Растрелли, чтобы заполнить всё пространство комнаты, существенно расширил общую композицию: вставил зеркальные пилястры, дополнительные вставки сверху и снизу.
— Янтарная комната после исчезновения стала своеобразным символом утраченного культурного достояния России. Она всегда имела статус особо ценного объекта или здесь сыграл дополнительную роль фактор её таинственного исчезновения?
— Специалисты о Янтарной комнате, конечно, знали, но за пределами узкого круга лиц она была малоизвестна, так как находилась в действующей царской резиденции. Там жили члены императорской фамилии, бывали только гости и служащие дворца. Лишь в 1913 году историк Царского Села полковник Сергей Вильчковский составил для царя «Всеподданейший доклад о создании и реставрации Янтарной комнаты», где впервые подробно её описал. Она также значилась в путеводителях по Царскому Селу.
Свой нынешний статус Янтарная комната обрела уже после войны, когда в конце 1950-х годов начала раскручиваться история, связанная с её бесследным исчезновением. Тогда вокруг неё возникла какая-то навязчивая паранойя, которая продолжается до сих пор. Только за последнее время её «находят» в третий раз.
Год назад была шумиха в Польше, где нашли какой-то очередной бункер, заброшенный со времён войны. Но там достаточно хотя бы на вход посмотреть. Большие янтарные панели были размером 3,69 на полтора метра, а в этот бункер еле человек пролезет. Ну разве можно было их там спрятать? Но шуму в СМИ было очень много.
— К недавней находке польских водолазов вы тоже относитесь скептически?
— Да. Поляки давно разрабатывают эти «морские» версии. Но никаких документальных данных о том, что Янтарная комната или другие сокровища Восточной Пруссии вывозились на «Карлсруэ», не существует. В реальности в последних числах января 1945 года из гавани Кёнигсберга один за другим вышли четыре корабля. Один из них был «Вильгельм Густлофф», десятипалубный круизный лайнер, который потопила подлодка C-13 под командованием Александра Маринеско. Польские исследователи сначала утверждали, что Янтарная комната, которую они искали, была на этом корабле. Но потом были найдены списки грузов, погружённых на судно, и там никаких янтарных панелей нет. Второй корабль, вышедший из Кёнигсберга, назывался «Гойя», его тоже потопили. Кроме того, были гражданский пароход «Бранденбург» и лёгкий крейсер «Эмден». Вот на нём действительно в Германию из Восточной Пруссии были вывезены ценнейшие экспонаты, в том числе гроб Фридриха I, для которого сделали Янтарную комнату, саркофаг Гинденбурга, а также сокровища, награбленные Эрихом Кохом в украинских музеях. Груз благополучно прибыл в Германию, где его спрятали в соляных шахтах в Тюрингии.
— Возвращаясь к Янтарной комнате. Что достоверно известно о том, как её вывозили в 1941 году из Царского Села? И куда дальше ведут её следы?
— Янтарной комнаты не оказалось в утверждённых перед войной советским правительством списках ценностей из дворцовых ансамблей Петербурга, которые подлежали эвакуации. Сотрудники Екатерининского дворца-музея побоялись самостоятельно её вывозить, а немцы после занятия Царского Села Янтарную комнату очень быстро демонтировали и вывезли.
Комната была так называемой прерогативой фюрера и предназначалась для будущего грандиозного музея фюрера в австрийском Линце.
Но так как на тот момент он ещё не был построен, то гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде, крупнейший специалист по янтарю, попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в бывшем Королевском замке Кёнигсберга. Разрешение было получено.
В ноябре 1941 года сокровище доставили в Кёнигсберг, но собрали только в апреле 1942-го. В собранном виде Янтарная комната экспонировалась в музейном зале №37 замка. Однако это помещение было примерно на треть меньше зала в Царском Селе. И эта «маленькая» Янтарная комната значилась в немецких музейных документах как «немецкий Янтарный кабинет».
— Получается, в этот момент образовались «лишние» детали?
— То есть подчиняться распоряжению Бормана и расставаться с комнатой Роде не хотел?
— Не хотел, и начал игру в дурака с Гитлером. Роде стал отправлять вглубь Германии «лишние детали». Две-три детали отправит — и пишет в документах, что это Янтарная комната.
А так как отправлял он всё по разным адресам, то таких «комнат» оказалось по документам множество, что потом сбивало с толку искателей потерянного сокровища.
— Известно, куда они в итоге попали?
— С конца 1960-х годов поисками Янтарной комнаты занялся самый известный немецкий кладоискатель Георг Штайн, вокруг которого роились агенты спецслужб. Под видом историка Пауля Колера её искал подполковник «Штази» Пауль Энке. Видимо, он в начале 1987 года сообщил Штайну о соляной шахте Граслебен-1 в Саксонии, куда в начале 1945 года прибыло 60 транспортов с ценностями, награбленными в Европе гитлеровцами, среди которых были и «лишние» детали Янтарной комнаты. Есть версия, что все эти огромные ценности весной 1945 года захватили и вывезли в США. Это была сенсационная и опасная информация. В августе 1987 года Штайн решил дать пресс-конференцию в Мюнхене. Но накануне ему позвонили двое неизвестных якобы с важной информацией. Он поехал на встречу с ними и погиб. А вскоре после этого отправился в мир иной и 42-летний подполковник Энке.
Однако незадолго до смерти Штайн написал письмо своему врачу Альберту Рауху, где поделился тем, что ему удалось узнать. Я много лет работал с архивом Штайна, который после его смерти попал в СССР, и ксерокопия этого письма у меня есть. Там сказано, что до 10 апреля 1945 года янтарные панели хранились в охотничьем замке Рейнхардсбрунн под Готой, после чего их должны были вывезти в район Нюрнберга, но из-за быстрого продвижения американских войск колонна с архивами и культурными ценностями под грифом «музей кайзера Фридриха» свернула, и их привезли в саксонскую соляную шахту Граслебен-1. Эти ценности под инвентарным номером 16+17 разместили в забое шахты на глубине 430 м.
Через несколько дней этот район заняли американцы, и уже в мае 1945 года все находившиеся в шахте элементы Янтарной комнаты через Антверпен были вывезены в США. Штайн сетовал в письме, что все акты касательно этого дела недоступны для ознакомления, полностью засекречены и хранятся в архивах военного департамента США.
— С «лишними» деталями будем считать, что разобрались. Но что случилось с основной частью Янтарной комнаты?
— Вплоть до начала штурма Кёнигсберга утром 6 апреля 1945 года упакованный в ящики «немецкий Янтарный кабинет» находился в Орденском зале Кёнигсбергского замка, который чудом уцелел после бомбёжек города вместе с расположенным под ним рестораном. 9 апреля 1945 года около 22:00 гарнизон Кёнигсберга капитулировал. В тот день Роде не было в городе, а директор упомянутого ресторана Пауль Фейерабенд, его сотрудники и работники замка находились в Орденском зале — сидели на ящиках с янтарными панелями. В полночь в зал вошел «русский полковник» и панели передали ему.
— Откуда известны такие подробности?
— Поисками Янтарной комнаты после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов, которого я хорошо знал лично. Он был хранителем Янтарной комнаты до войны, а после её окончания возглавлял советскую правительственную комиссию по поиску похищенных гитлеровцами культурных ценностей. Его группе удалось отыскать более 200 тыс. произведений искусства, вывезенных не только немцами. За эту работу он был удостоен Ленинской премии СССР. Кучумов многое рассказывал мне, но правду о судьбе Янтарной комнаты так и не сказал, так как дал пожизненную подписку МГБ СССР о неразглашении. Уже после его смерти в его архиве, к которому я получил доступ, в 2011 году я нашёл уникальные документы, которые проливают свет на судьбу комнаты.
— Так что же с ней в итоге произошло?
— В бумагах Кучумова опровергается версия о том, что комната погибла в огне, который охватил замок 11 апреля 1945 года. Ящики с панелями успели вывезти, сгорели лишь три мозаики. По свидетельству, которое я привожу в книгах, панели сначала переправили в район Литовского вала в Кёнигсберге, в то место, где находятся Закхаймские ворота.
По материалам Кучумова видно, что там же хранились и другие найденные в тайниках сокровища Восточной Пруссии. Все эти ценности МГБ затем переправило в Берлин.
Как сообщил в письме Кучумову немецкий профессор Штраус, который занимался перемещёнными ценностями и присутствовал при этих событиях, в 1950 году они были переданы американцам и оказались в Западном Берлине.
Дело в том, что трофейные ценности тогда делились на три категории. Одна из них касалась тех ценностей, которые находились на территориях, которые Германия теряла по итогам войны. Она не имела на них никаких прав, поэтому всеми ценностями, которые наши войска и спецслужбы нашли и изъяли на территории отошедшей к СССР Восточной Пруссии, наша страна на совершенно законных основаниях могла распоряжаться как угодно. И они, наряду с золотом, пошли на оплату ленд-лизовского долга.
— Неужели наши спецслужбы сознательно отдали американцам это уникальное произведение искусства?
— Вот в этом всё и дело. Они, конечно, ничего не знали. По всем имевшимся документам она же шла как «немецкий Янтарный кабинет из Кёнигсбергского замка», никакой связи с Царским Селом не было. Дело в том, что журнал замка-музея исчез. Его нашёл профессор Иваненко и передал МГБ, но больше журнал никто не видел. А уже когда после передачи комнаты американцам в МГБ наконец разобрались, что натворили, то началась вся эта эпопея с ложными и труднопроверяемыми версиями.
— Давайте ещё раз зафиксируем. По вашему мнению, вся довоенная Янтарная комната так или иначе попала в руки американцев?
— Не совсем. Часть янтарных панелей погибла во время пожара Кёнигсбергского замка ночью 30 августа 1944 года. Кроме того, был ещё один случай. Ночью 10 марта 1945 года банда немецких уголовников в военной форме на грузовике подъехала к замку. Они предъявили фальшивые документы охране и ограбили музей. Было вывезено семь ящиков ценных и особо ценных экспонатов, четыре из которых, судя по документам, которые есть у меня, содержали часть предметов из убранства «немецкого Янтарного кабинета».
— Удалось их разыскать?
— Они до сих пор не найдены. Главарь банды Клаус Штефман и двое его подельников были убиты при задержании, а остальные участники преступления не были установлены. Однако криминальная полиция в переписке сообщала, что две возможные явки налётчиков в Кёнигсберге, где могло быть спрятано украденное, осмотреть не удалось вследствие обрушения зданий из-за боевых действий. Я не исключаю, что эти ящики с ценностями до сих пор могут быть спрятаны на месте этих домов. Это здание на Штайнштрассе (ныне ул. Офицерская), в которое 21 марта 1945 года попала авиабомба, и здание на Шульцштрассе (ныне ул. Школьная), разрушенное при артобстреле. Надо также осмотреть «бункер Роде» на улице Коперника, где он прятал свои главные сокровища. Этот бункер в 1945 году Роде показал профессору Александру Брюсову — и его почистили военные «поисковики», но что-то могло остаться. Вскоре после этого Роде погиб при невыясненных обстоятельствах.
— То есть общей путаницы с пропажей комнаты изрядно добавляет то, что сама комната была разделена и вывозилась разными путями.
— Да, но ей способствует также то, что по заказу Коха, который захотел иметь свою Янтарную комнату, группа мастеров в имении Коха под Белостоком изготовляла копию с оригинала. Когда в конце июня 1944 года началась советская операция «Багратион», копии янтарных панелей (сколько точно — неизвестно) перевезли в имение Коха Гросс-Фридрихсберг под Кёнигсбергом, их судьба с января 1945 года неизвестна. Эти дубликаты могут где-то найти — и их могут принять за подлинники.
— А легко отличить оригинал от копии?
— Отличия есть, и эксперты смогут увидеть разницу. Но даже если допустить, что комната лежит не на дне моря или в земле, а в каком-то помещении, то всё равно приходится признать, что она с большой долей вероятности погибла. Ведь за ней нужен постоянный уход, определённая температура, влажность. Без этого за 75 лет янтарные панели превратятся в неэстетичную массу тёмно-коричневого цвета.
Вообще же история с Янтарной комнатой — это лишь малая часть вселенского круговорота сокровищ, который породила Вторая мировая война. Но Янтарная комната является самым дорогим произведением искусства, утраченным в ходе той войны.
— Как бы вы оценили работу современных мастеров, воссоздавших её к 300-летию Петербурга?
— Это творческий подвиг. Комнату воссоздавали с помощью тех же методов обработки, которые использовали мастера три века назад, и мне она кажется даже лучше оригинала. Особенно если смотреть на закате солнца или ночью при свечах. Мне однажды посчастливилось видеть её такой, это фантастическое зрелище! Днём при ярком солнце и толпах людей она смотрится совсем иначе.
— Ваши книги, как я понимаю, пользуются большой популярностью, а как к вашим во многом сенсационным изысканиям относятся в Царском Селе?
— Мне доводилось не раз выступать перед музейщиками Царского Села, в том числе на международной конференции по перемещённым культурным ценностям в 2015 году.
Мой доклад музейщики встретили аплодисментами. А Борис Павлович Игдалов, специалист экстра-класса, руководитель янтарной мастерской, воссоздавший Янтарную комнату, попросил, чтобы я ему подписал свою книгу. Для меня это было высшей формой признания моего труда.
Другого признания мне не надо. Музейщики люди очень въедливые, и если они признали твой труд, то значит, потрудился не зря.