янтарная комната в пушкине история

История Янтарного кабинета: комната с секретами

top

чего начать историю о знаменитой на весь мир Янтарной комнате? С желания короля Пруссии Фридриха I окружить себя роскошью и богатством? Или с визита Петра I в Пруссию во главе Великого Посольства? Или, быть может, она начинается раньше, с прихода Тевтонского ордена на земли Балтики? Не было ли её создание вдохновлено гомеровским описанием покоев Менелая, украшенных золотом, серебром, слоновой костью и электроном? А может, всё началось в далёком эоценовом периоде, когда растущие на территории современного Балтийского побережья доисторические сосны плакали золотистой смолой, ставшей впоследствии удивительным камнем — янтарём? Как бы то ни было, трёхсотлетняя история Янтарной комнаты окутана тайнами и загадками, большая часть которых не разрешена до сих пор.

11698

нтарный кабинет, созданный в 1709 году, изначально предназначался как торжественный дар взошедшему на престол королю Пруссии Фридриху I и должен был украсить один из залов в королевском дворце в Берлине. Долгое время считалось, что единоличным автором этого грандиозного проекта был известный всей Пруссии архитектор и скульптор Анреас Шлютер, но существуют свидетельства, что изначально проект янтарной комнаты принадлежал архитектору Иоганну Фридриху Эозандеру. Заниматься реализацией проекта был приглашён датский мастер Готтфрид Вольфрам, который сначала принял руководство командой резчиков по янтарю, а впоследствии возглавил все работы по созданию комнаты. В процессе изготовления янтарных панелей было изменено их предназначение: вместо кабинета в берлинском дворце ими было решено украсить галерею королевского замка Шарлоттенбург.

0003

роект был грандиозным, работы шли достаточно долго, и тем временем успело смениться несколько придворных архитекторов. Они, в свою очередь, имели право сместить с должности скульпторов и художников, чем зачастую и пользовались. Таким образом, работа над созданием панелей несколько раз передавалась разным мастерам.

днако, с таким энтузиазмом начатый проект янтарного кабинета, к сожалению, не нашел должного интереса после смерти короля Фридриха I, поскольку взошедший на престол после него Фридрих Вильгельм I, будучи скупым и расчетливым, осуждал расточительство своего отца. Он прекратил все работы, которые, к слову, были почти закончены, уволил и придворного архитектора, и назначенных им мастеров по янтарю. Панели, которыми предполагалось облицевать несостоявшийся янтарный кабинет, были спрятаны. Но даже несмотря на незаконченность, каждая отдельная янтарная панель была самостоятельным произведением искусства, истинным шедевром ювелирного дела. Куски янтаря были безупречно подогнаны в мозаичные панно, изображавшие растительные орнаменты, гербы, вензеля. Не только размер и форма, но всё множество оттенков янтаря — от молочно-белого до темно-красного — были гармонично подобраны в этих панелях, превращая каждую в живописную картину из янтаря. Работа эта была очень кропотливой и не знавшей аналогов до тех пор — кусочки янтаря смешивались с составом из коньяка, льняного масла и мёда и приклеивались на деревянную основу. Еще одной уникальной особенностью янтарной комнаты было то, что, как утверждают исторические источники, цвет панно не менялся со временем, не тускнел и не темнел. А ведь известно, что со временем это происходит с любым янтарём. Владели ли прусские мастера секретным рецептом обработки, либо знали что-то о том, как выбрать самый лучший янтарь — остается загадкой.

IMG 5085

IMG 5068

нтарная комната, скрытая в подвалах берлинского Цейхгауза, так и оставалась бы забытой, если бы спустя 6 лет, в 1717 году, король не вспомнил о незавершенном проекте своего отца и не преподнес бы в дар Петру I это недооцененное на родине сокровище.

сть мнение, что Фридрих Вильгельм I не был знатоком искусства и не имел представления, как поступить с доставшимся ему в наследство от отца Янтарным кабинетом, поэтому с радостью избавился от него под предлогом подарка Петру. Но это не совсем так: все дело в невероятной скупости короля. Он знал, сколько труда и средств было уже вложено в Янтарный кабинет, но также представлял, сколько еще необходимо вложить. Поэтому он принял очень умное и дальновидное решение. Он избавил себя от затрат на дальнейшие работы, при этом сделав роскошный подарок правителю державы, в лице которой хотел иметь мощного союзника. Такое решение стало выигрышным и для экономики, и для политики. Ведь Петр I разгромил в битве под Полтавой шведское войско, в течение долгого времени считавшееся во всей Европе непобедимым. Поэтому подарок был более чем оправдан: Россия обеспечила безопасность восточным границам Пруссии, и естественным было отдать должное подвигу русских военных, мудрости полководцев, и, в первую очередь, самого Петра I. Зная о любви Петра I ко всевозможным диковинкам, Фридрих Вильгельм I вряд ли нашёл бы лучший способ выразить своё уважение российскому императору.

0008

етр так писал об этом поистине королевском подарке своей жене: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Для переправки в Петербург и доставки его в Летний императорский дворец были предприняты все возможные меры предосторожности – настолько ценность янтарного кабинета была ясна Петру I. Фаворит Петра и его ближайший сподвижник Александр Меншиков, принявший и осмотревший ящики с янтарными панелями так доложил своему государю: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

IMG 5111

днако, то ли у Петра не нашлось времени или возможности смонтировать панели, то ли он охладел к своему янтарному сокровищу, ящики с разобранным кабинетом так и стояли нераспакованные в течение 16 лет. В 1743 году недавно взошедшая на трон императрица Елизавета Петровна решила украсить янтарными панелями покои Зимнего дворца. Но поскольку помещения там были значительно больше тех, для которых Янтарный кабинет изначально создавался, его решено было модифицировать. Для этой ответственной работы были приглашены итальянский мастер-литейщик Александру Мартелли и придворный архитектор Бартоломео Растрелли. Благодаря им в интерьере кабинета появились новые детали и элементы отделки, которые были призваны расширить пространство кабинета: зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, и недостающая четвертая янтарная рама, которую изготовили в Кенигсберге и прислали в подарок Елизавете от прусского короля Фридриха II. Кстати, рама эта по иронии судьбы не совпала с оригиналом ни по стилю (выполнена она оказалась в стиле рококо, в отличие от барочных узоров прежних панелей), ни по размеру. Но команда Растрелли показала все свое мастерство, сумев органично вписать новую панель в интерьер.

Источник

Янтарная комната в Екатерининском дворце

dvorets

Чудес света семь. В классическом исчислении. Если нам бы предложили расширить их до восьми и для этого выбрать еще одно из множества рукотворных шедевров, мы бы остановились на Янтарной комнате. Не потому, что мы живем в Петербурге. А почему — читайте нашу статью и смотрите фотографии.

zal

Основные факты о Янтарной комнате кратко

1. Подарена прусским королем Петру I как «янтарный кабинет».
2. Расширена до размеров комнаты по инициативе Елизаветы I, открыта в Екатерининском дворце Царского Села при Екатерине II.
3. В 1941 году вывезена немецко-фашистскими войсками в Восточную Пруссию, город Кенигсберг, ныне Калининград.
4. Весной 1945 года исчезла при невыясненных обстоятельствах. Текущее состояние и местонахождение неизвестно, вероятно всего в США (об этом в самом конце статьи).
5. В 2003 году в Екатерининском дворце открыта полноценная копия Янтарной комнаты. Экспонируется круглогодично для туристов. Пользуется крайней популярностью, попасть в нее в сезон очень непросто.

Чтобы не волноваться по поводу билетов и дороги, вы можете заказать экскурсию в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты по объявлению ниже:

potolok

История Янтарной комнаты

Публика любит сюжет. Здесь он есть, причем сюжет из жизни, непридуманный. С открытым финалом, который возможно «закроется», а возможно и нет. И с множеством неотвеченных вопросов. Наследие войны, но не в виде неразорвавшихся мин и снарядом, а в виде загадки, которую пытаются отгадать уже больше 75 лет. Шедевр искусства из «солнечного камня», как называют янтарь, оказался поневоле вовлечен в непростые отношения элит двух ведущих европейских держав. И может быть именно эти отношения послужат разгадкой тайны его местонахождения.

Янтарный кабинет, как он изначально назывался, был задуман в 1701 году для берлинского дворца Литценбург — супруги прусского короля Фридриха I по имени София-Шарлотта. В 1709 году она умерла, Литценбург переименовали в Шарлоттенбург (под этим именем мы его знаем сейчас), а Янтарный кабинет должен был переехать в другой дворец — Ораниенбург — уже в виде Янтарной галереи.

Однако в 1713 году умирает и Фридрих I. Проект остается незавершенным. Янтарь — материал крайне непростой, хрупкий. Возиться с ним приходится долго и кропотливо. Многое уже, впрочем, есть: некоторое количество панелей, которые можно показывать. И — дарить. В 1712 или 1713 году эти панели показывают важному гостю — российскому императору Петру I, который оказывается от них в восторге.

gerb

В 1716 году Фридрих Вильгельм I (сын Фридриха I) дарит панели Петру I, в 1717 они прибывают в Петербург.

Но и у нас с крайне капризным материалом справиться быстро не получилось. Петр I «похоронил» панели в Летнем дворце, как будто бы забыв о них. Возможно, причиной послужило то, что части элементов конструкции почему-то не хватало.

И только императрица Елизавета I начинает активно заниматься шедевром. Сначала она собирает его в новом Зимнем дворце, а затем приказывает перевезти кабинет в резиденцию Царское Село, в, как он тогда назывался, Большой Царскосельский дворец (ныне Екатерининский). Кабинет определили в зал, который превосходил кабинет по объему. Из-за этого появляется необходимость в дополнительных элементах.

SHA10016

Но и Елизавете не удается завершить свой замысел. Работа растягивается на десятилетия. Она завершается уже во времена Екатерины II, которая поручила прусским и немецким мастерам изготовить дополнительные панели, поставить мебель и добавить другие элементы.

zal2

В 1771 году Янтарная комната наконец представлена публике в своем нынешнем (если так уместно говорить с учетом того, что сейчас мы обладаем лишь копией) виде. Выглядела она грандиозно: ее освещали 565 свечей в бронзовых и деревянных бра, а 24 зеркальные пилястры и два зеркала отражали пламя и подчеркивали световые свойства камня. Пруссы прозвали янтарь «горящим камнем»: яркий свет как будто рождал пламя внутри.

И вот исторически-географическая перекличка: императрица, в девичестве прусская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родом из Пруссии, из в общем-то тех самых мест, что и Фридрих I и Фридрих-Вильгельм I. Получается, что немцы начали — немка закончила. То, что должно было достаться Софии-Шарлотте, оказалось в итоге у Софии Августы. История закольцевалась.

Более того, с 1762 года начинается, скажем так, «немецкий след» в династии Романовых (которые официально звались как Гольштейн-Готторп-Романовы ). Эту тему мы не будем здесь рассматривать, но отметим, что между Россией и Пруссией воцарились непростые родственные отношения. Настолько непростые и запутанные, что ряд историков полагают, что Россией до 1917 года правили немцы по крови.

Здесь уместно упомянуть вот какой любопытный штрих, не нашедший пока подтверждения в архивах. Якобы Фридрих Вильгельм дарил Янтарный кабинет именно Романовым, и, следовательно, только Романовы вправе им владеть. Стало быть, если нет династии на троне — кабинет надо вернуть. И в свете последовавших в середине XX века событий этот штрих, был ли он в реальности или нет, приобретает особое «звучание».

Осенью 1941 года немецко-фашистские войска окружают Ленинград, входят в Пушкин и занимают Екатерининский дворец. Основные музейные ценности эвакуированы — все, кроме Янтарной комнаты. В чем же причина? Кто-то пишет о том, что для этого не было приказа из Москвы. Кто-то о том, что янтарь при попытке снять панели начал осыпаться, и транспортировать его было невозможно — и это основная версия. Кто-то указывает на недостаток времени. В любом случае загадка, хотя бы потому что немцы собрали панели в ящики за 36 часов и по железной дороге успешно доставили в Кенигсберг (Калининград). Как-то же у них это получилось? Да и для эвакуации остальных музейных предметов время каким-то образом нашлось. Более того, эвакуационные планы были составлены за несколько лет до войны и регулярно обновлялись.

Перед эвакуацией один из немецких офицеров вырезал из панелей флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние», одну из четырех каменных картин, которые были изготовлены по заказу Екатерины II в 1787 году. И переправил ее в Германию, предположительно, в санитарным поездом.

В конце 1941 года Янтарная комната оказывается в Восточной Пруссии. Можно сказать, она вернулась на «родину», создав в нашем сюжете еще одно «кольцо». Ее выставляют в зале Королевского (Кенигсбергского ) замка, но не полностью: нынешняя экспозиция на треть меньше той, что была в Екатерининском дворце. Дело и в размерах зала, и, возможно, что в том, что немцы хотят «воспроизвести» ту, «настоящую», прусскую комнату, а, точнее, кабинет, без русских дополнений. «Усечение» имело определенные последствия для искателей Янтарной комнаты во второй половине XX века. «Лишние» панели директор художественных коллекций замка Альфред Роде отправлял по приказу Гитлера в «материковую» Германию. Спустя годы они попадались искателям и ставили последних в тупик: если есть часть, то где-то рядом и все остальное. Но где же оно, это остальное? Почему его никак не удается найти?

В том-то и дело, что остальная часть исчезла. Случилось это в апреле 1945 года, в то самое время, когда советские война брали Кенигсберг. О том, где искать, немного ниже.

otdelka

В 1979 году принято решение о воссоздании Янтарной комнаты на прежнем месте, в г. Пушкин (Царское Село). Работы шли активно с начала 1980-х годов и были завершены только в 2003-м. Что неудивительно, если учесть огромный объем задач, который стоял перед мастерами.

panno

А также тот факт, что у них в качестве «образцов» было всего лишь несколько десятков черно-белых снимков оригинала и один цветной автохром, созданный в 1917 году.

Высоту рельефа панно удалось высчитать с точностью до 1 миллиметра. Точность работы реставраторов гарантировала наука, а «протестировал» и подтвердил случай. Помните ту самую флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние»? Она всплыла в Германии в 1997 году. Сын фашиста-прохвоста решил продать ее. Тут его и «приняли». А мозаику вернули в Россию. К слову, то, что вы увидите во время экскурсии, — это копия «Осязания и обоняния», оригинал хранится в запасниках. Видимо, во избежание.

Где искать Янтарную комнату? И есть ли в этом смысл?

Версий, куда таинственно пропала Янтарная комната, насчитывают около несколько сотен. Есть более и менее проработанные. Самые популярные:
— шедевр погиб при пожаре в Королевском замке в 1945-м;
— погиб при эвакуации из Кенигсберга;
— не погиб, а был спрятан в тайник где-то поблизости или в Германии или в Польше;
— вывезен бежавшими нацистскими преступниками в Латинскую Америку;
— ну и так далее.

Одна версия кажется нам наиболее, что ли, изученной и продуманной, а потому — убедительной. Она принадлежит калининградскому историку Александру Мосякину. На ее основе телекомпания «Останкино» в 2015 сняла двухсерийный фильм-расследование (ниже), а сам Александр Георгиевич излагает ее в своей книге.

Если кратко, то версия звучит так. Апрель 1945 года. Ящики с янтарными панелями хранятся в Королевском замке. В 1944 панели были разобраны, упакованы и перемещены в подвалы по приказу Альфреда Роде сюда всего за четыре недели до жуткой бомбардировки Кенигсберга союзниками.

В какой-то момент вскоре после того, как город оказался под полным контролем советских войск, в помещение с ящиками входит советский офицер. На его вопрос «Что в ящиках?» ему отвечают «Музейные ценности». Спустя какое-то время ценности, помеченные как немецкие музейные трофеи (а не вновь найденные русские), отправляются в соответствующие службы НКВД и со временем оказывается в Восточном Берлине.

Янтарную комнату в этот исторический момент, в апреле 1945-го, никто не опознал. Ее просто, видимо, специально не искали — как-то было чем заняться. А ящики с трофеями — так мало ли какие и сколько ящиков попадались, подлежали описи и транспортировке. Их было очень много, и неудивительно, что янтарь прошел буквально сквозь пальцы.

В 1950 году, промаркированные как немецкие музейные ценности, янтарные панели были переправлены в Западный Берлин… в уплату долга Советского союза перед США по ленд-лизу.

В тот момент, когда активные поиски Янтарной комнаты начались по приказу Сталина, в Министерстве государственной безопасности страны изобрели легенду, что она то ли сгорела, то ли не сгорела, то ли ее спрятали, то ли что. Не признаваться же в самом деле в том, что не разглядели шедевр и отдали заклятому другу?

Что было с комнатой дальше? Похоже, что она оказалась в немецком Касселе, в музее, а потом — или отправилась за океан, или до сих пор где-то в Германии, на своей исторической родине. Историк придерживается того, что искать ее надо в США.

Получится ли вернуть когда-либо Янтарную комнату в Россию? Рискнем предположить, что вопрос, похоже, зависит не столько от поисковых усилий, сколько от политики. Покойный легендарный директор музея-заповедника «Царское Село» Иван Петрович Саутов вспомнил в интервью эпизод, который в свете расследования Александра Мосякина обретает новые краски. В 1998 году на него инициативно вышел немецкий газовый концерн E. ON Ruhrgas. Его представили хотели профинансировать воссоздание Янтарной комнаты. И были ну очень настойчивы. Саутов им сначала отказал. Но они пришли еще раз, уже с более привлекательным в финансовом плане предложением. И даже еще до подписания соглашения о сотрудничестве профинансировали покупку оборудования для янтарной мастерской. Удивительная, конечно, прыткость. И может быть, хм, по-разному интерпретирована.

Очень похоже на то, что правда о подлинной Янтарной комнате всплывет или очень не скоро, или при каком-нибудь резком повороте во взаимоотношениях России с другими странами. Так, в общем-то, с ней всегда и было, ровно с того момента, когда прусский король Фридрих Вильгельм I захотел задобрить своего российского партнера по имени Петр I.

Фотографии Янтарной комнаты
предоставлены ГМЗ «Царское Село»

P.S. По объявлению ниже вы можете заказать экскурсию на автобусе в Царское Село с посещением Екатерининского дворца и Янтарной комнаты:

Источник

Тайна Янтарной комнаты. История похищения «восьмого чуда света»

Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc// РИА Новости/Рудольф Кучеров

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее «восьмое чудо света» может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий «информированный источник», по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с «восьмым чудом света» началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать «что-нибудь этакое» поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна — он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

997ca15ca1b4573391746f0c431699fe

Резьба по янтарю. Воссоздание Янтарной комнаты Большого Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

«Восьмое чудо света» так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал «мозаику», дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Так «отремонтированная» комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

ec1515b7d65bf5ee0a643295975e3719

Макет Янтарной комнаты, выполненный по фотографиям довоенного времени. Репродукция. Фото © РИА Новости/В. Барановский

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

— Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, — писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера — гауляйтера Эриха Коха — в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

77ba670092269692a571a3db12bc5858

Здание Александровского дворца после освобождения города Пушкина советскими войсками. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Борис Кудояров

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге «Тайна Янтарной комнаты» передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

— (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: «Осторожно! Это янтарная комната», — отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

2f96d8d8efb5059ebd130ba1a4189965

Разрушенная парадная лестница Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: «Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена», — сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

53016e42a322e85295be44a8f0e7ce04

Государственная комиссия проводит расследование у Королевского замка в Кёнигсберге, где с 1942 по 1944 годы в последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната XVIII века. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости// Shutterstock Inc

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете «Калининградская правда» была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх — на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей «Калининград» археологи обнаружили ещё один «ход», где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж — в районе города Валбжих — обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её «в качестве сувенира» во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

Источник

Поделиться с друзьями
admin