Алмазный фонд Кремля: режим работы 2021 и цена билета, официальный сайт
Среди достопримечательностей Москвы одно из главных мест занимают музеи. Удивительные экспонаты можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля, который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.
Режим работы Алмазного фонда в 2021 году
С 28 октября для посещения музеев Москвы необходимо предъявить QR-код: о вакцинации, о перенесённом COVID-19 в течение полугода, или отрицательный ПЦР тест, сделанный не более чем 72 часа назад.
Цена билетов в Алмазный фонд в 2021 году
Экскурсии в Алмазный фонд Московского Кремля
Перед входом в залы Алмазного фонда посетителей проверяют на металлоискателе. Входить в зал с телефонами, фото- и видеоаппаратурой нельзя. Все вещи необходимо сдать на вешалку. Посетители останавливаются у витрины, и экскурсовод рассказывает об экспонатах. Затем все подходят ближе к витрине и рассматривают драгоценности. Продолжительность экскурсии — 40 минут.
История Алмазного фонда Московского Кремля
Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 году он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками. Только когда три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел ключ от одного замка, собирались вместе, они могли достать драгоценные предметы для торжественных церемоний. Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, а позже — Алмазной комнатой. Бояре охраняли казну и отвечали за ценности животом и головой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным.
В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом Первой мировой войны возникла угроза над ценностями. Поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы, где она хранилась до января 1922 года. Комиссия по экспертизе и отбору ценностей часть драгоценностей передала музеям, другие — в Государственное хранилище ценностей — Гохран, которое стало преемником царской казны. В 1925 году впервые драгоценности были выставлены в Доме союзов. В 1927 и в 1933 годах по решению Совнаркома многие из них были проданы. Наиболее ценные экспонаты музея были представлены на выставке, посвященной 50-летию Октября в 1967 году. Благодаря своей популярности по решению Правительства выставка стала постоянной.
Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля
Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, а также алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами, орденскими знаками и другими драгоценными изделиями. Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, выполнявшая реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметов императорской семьи. Так, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.
Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом представлены драгоценности — алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине можно увидеть карту России из бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. Также в зале представлено современное искусство. В центре — самородки золота и платины — известные «Большой треугольник», «Верблюд» и «Мефистофель». Во втором зале можно увидеть исторические ценности.
Экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля
Среди самых известных экспонатов — императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр.
Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине её — тёмно-красная шпинель (398,72 кар). Длина нижней окружности короны — 64 см. Высота с крестом — 27,5 см.
Золотая Держава — гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков — индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Держава — 861 грамм, высота с крестом — 24 см.
Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на её именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии — Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага — белый, синий, красный.
Среди других экспонатов — изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» — один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.
Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а для торжественных случаев — цепи.
Все современные работы выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством работы. Среди них — брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.
Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.
Телефон Алмазного фонда
Официальный сайт Алмазного фонда Московского Кремля
Выставка Алмазный фонд принадлежит Гохрану России. Информацию о выставке можно узнать на сайте Гохрана:
При подготовке раздела использованы фотографии сайта Гохран России.
В Москве появится своя Янтарная комната
Также к 9 Мая планируется открытие двух экспозиций, посвящённых истории Великой Отечественной войны.
Янтарная комната Екатерининского дворца. Фото © ТАСС / Мария Колосова
В Москве в 75-ю годовщину Великой Победы появится трёхмерная экспозиция, посвящённая военным событиям. Её готовит команда творческой мастерской «Невский баталист». В числе прочего художники и скульпторы воссоздадут интерьеры Янтарной комнаты, которую в годы войны вывезли из Екатерининского дворца в Царском Селе, сообщает газета «Петербургский дневник».
— Мы обратились в музей и воссоздали по архивным фотографиям, слепкам архитектурного убранства Янтарную комнату. При помощи пластика и различных колеров воспроизвели Янтарную комнату, разграбленную фашистами. Там же будут багеты с мерцающими картинами, утраченными в ходе этого грабежа, — рассказал автор трёхмерных панорам Дмитрий Поштаренко.
Также авторы представят ещё две композиции. Одна из них посвящена первым дням Великой Отечественной войны в Брестской крепости и представляет собой реконструкцию интерьеров и помещений того времени.
Вторая экспозиция стоит отдельной темой и напоминает об уничтожении гитлеровцами российского культурного наследия. Она рассказывает о разграблении памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы воссоздадут момент минирования Софийского собора, а также покажут сцены, как немцы делали сувениры из окладов вынесенных из храма икон.
Открыть выставку предполагают к 9 Мая, но работы над ней завершатся уже в апреле. Также у мастерской «Невский баталист» есть несколько масштабных проектов, например, реконструкция битвы на Курской дуге. Работу над ней планируют завершить в 2023 году.
Ушла в песок: почему не удается найти Янтарную комнату
80 лет назад, в октябре 1941 года, из Екатерининского дворца в городе Пушкин под Ленинградом немецкими оккупантами был похищен шедевр декоративно-прикладного искусства XVIII века — Янтарная комната. Весной 1945 года произведение, перевезенное в Кенигсберг, бесследно исчезло. Часть историков всё больше впадают в пессимизм: если Янтарная комната и найдется, то она будет в непригодном для экспонирования состоянии, предположили собеседники «Известий». Однако калининградские специалисты считают, что искать в первую очередь нужно там, где произведение исчезло — то есть в границах их города.
Искусствоведы в штатском
14 октября 1941 года в документах 50-го армейского корпуса вермахта была сделана запись о транспортировке из захваченного гитлеровцами города Пушкин произведений искусства, в том числе облицовки Янтарной комнаты Екатерининского дворца.
К приходу немцев значительная часть ценностей Царского Села была эвакуирована в Новосибирск — в соответствии с эвакуационным планом 1936 года. Такие планы были разработаны в каждом музее, тем более в ленинградских — до 1940 года финская граница проходила всего в 32 км от города. Янтарная комната в том плане не значилась.
По предположению старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН доцента Дмитрия Суржика, Янтарную комнату было решено не трогать из-за ее хрупкости. Начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское село» Ирина Начарова уточнила, что уже до войны драгоценное убранство нуждалось в реставрации — янтарь осыпался. Правда, в эвакуационном плане 1938–1939 годов Янтарная комната упоминалась, но этот документ был утерян. Музейные работники обернули янтарные панно и предметы в бумагу, затем в марлю и вату и оставили на месте.
— Не имея санкции на эвакуацию столь значимого произведения искусства, его решили оставить на месте. Никто не предполагал, что немцы будут продвигаться так быстро, — сказал Дмитрий Суржик. — К тому же в штате музея на июль 1941 года оставалось всего пять человек. Эвакуировать такую хрупкую и объемную вещь они не могли физически.
Немцы вошли в Пушкин 18 сентября с заранее подготовленным планом хищения культурных ценностей.
— В конце 1930-х в СССР прибыла кунсткомиссия — группа немецких искусствоведов под руководством Нильса фон Хольста, который управлял внешними связями берлинских музеев, — рассказал «Известиям» Дмитрий Суржик. — По итогам работы, в частности, этой комиссии министр пропаганды Йозеф Геббельс приказал подготовить список германских культурных ценностей, которые, с его точки зрения, незаконно оказались у иностранцев. Янтарную комнату прусский король Фридрих I подарил российскому императору Петру I, а советская власть не имеет к императору никакого отношения — такая была логика.
Янтарная комната попала в список из 60 предметов, которые было приказано доставить в рейх.
29 сентября в оккупированный Пушкин приехали два искусствоведа, которые лично руководили демонтажем и транспортировкой произведения. Эту работу выполнили шесть солдат из строительной роты под командованием унтер-офицера.
Спустя некоторое время изображение Янтарной комнаты появилось на немецких пропагандистских фотографиях — ее доставили на «родину», в Восточную Пруссию, и сделали экспонатом музея в бывшем королевском замке в Кенигсберге.
Потери и находки
Точную дату и обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты из кенигсбергского замка установить не удается: известно лишь, что это произошло в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года.
Часть доставленного из Пушкина в Кенигсберг янтарного убранства оставалась нераспакованной — по оценке замдиректора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолия Валуева, порядка 20%. Фридрих подарил Петру свой янтарный кабинет, который размещался в замковом зале, где потолки были ниже, чем в Екатерининском дворце в Царском селе.
Янтарная комната в кремле москве
Парадный вестибюль Оружейной палаты
Организаторы: Федеральное государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль»
Янтарь – один из самых древних и любимых драгоценных камней. Почти десять тысяч лет – возраст резной подвески, наиболее раннего из известных ювелирных украшений из янтаря эпохи мезолита.
Расцвет янтарного искусства в Европе приходится на конец XVI – середину XVIII столетия. Разнообразные художественные изделия из этого материала создают на территории Северной Германии, Польши, Прибалтики.
В моде был янтарь самых разных оттенков, нередко в сочетании с деталями из дерева и оправой из ценных металлов. Мастера формировали крупные изделия из отдельных орнаментированных пластин или объемных фрагментов, которые склеивались или нанизывались на металлический штифт. Подобные произведения имелись в сокровищницах европейских монархов, ставших основой известных музеев, в том числе Оружейной палаты и Государственного Эрмитажа.
К числу наиболее распространенных в XVII столетии произведений из янтаря, предназначенных для оформления парадного интерьера, относятся подсвечники для одной свечи. Представленные на выставке две пары из фондов Музеев Московского Кремля – редкие образцы, отличающиеся изяществом формы и изысканным декором. Они составлены из прозрачных точеных деталей темного янтаря с декором в виде листьев аканта, витых долов и корзиночек. Из смолы золотисто-красного и желто-медового оттенков изготовлены патриарший посох и Распятие с Предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Вероятно, это Распятие оказалось в царской казне в 1667 году среди прочих дипломатических даров, направленных в Москву королем Яном Казимиром.
Уникальным произведением является янтарный чайник. Он по конструкции сродни старинному самовару или современному термосу. Основа его декоративного решения представляет собой сопоставление разных материалов. Здесь присутствуют пластины из непрозрачного ярко-желтого янтаря с природным рисунком, а также серебряная оправа и крышка с яркими, но лишь частично сохранившимися эмалями. Сочетание янтаря с эмалевым декором на драгоценной оправе – прием, хорошо известный ювелирам, работавшим в XVII веке. Пример тому – четыре рассольника, изящный футляр для ножниц, а также плоская табакерка работы немецких мастеров из собрания кремлевских музеев.
Впервые в стенах Оружейной палаты демонстрируются более сорока экспонатов из трех крупнейших музеев Калининграда: Калининградского музея янтаря, Музея Мирового Океана, Калининградской художественной галереи. Несомненный научный интерес представляют реконструкции изделий из янтаря XVI-XVIII вв., которые хранились до Второй Мировой войны в различных художественных собраниях Кёнигсберга. Наборный ларец с четырьмя вставными шкатулками, пара традиционных подсвечников соседствуют в витрине с выразительной фигурой «Странника». Высококвалифицированная работа по возрождению утраченных памятников была выполнена мастерами «Царскосельской янтарной мастерской».
Долгие годы янтарь использовался как ювелирный камень. Калининградские мастера делали из него зрелищные гарнитуры, броши, колье, кулоны, получившее признание на многих российских и международных выставках. Изысканностью и тонким проникновением в неповторимое своеобразие материала покоряют работы молодой художницы Н. Лапинус. Органичную слитность природной формы янтаря и дизайна оправы автор создает в гарнитуре “Зимушка”.
Сегодня главным направлением в работе с «солнечным» камнем становится резьба, создание объемных форм. В камеях, пластических композициях, кубках, флаконах, шкатулках и других изделиях более полно раскрывается красота янтаря, его своеобразие и богатые пластические возможности.
В экспозицию также включены крупные раритетные куски природного янтаря.
Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны
29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.
Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.
История создания Янтарной комнаты
Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.
Янтарная комната в России
Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.
Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.
Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.
Восстановление Янтарной комнаты
В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.
За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.
6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.
В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.
В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.
К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».
Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.
Официальное открытие
3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.
Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.
Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;
‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%
‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;
‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников