янтарная комната в калининграде адрес

Музей янтаря в Калининграде

Музей янтаря — интереснейший выставочный центр в Калининграде — городе, где находится крупнейшее в мире месторождение янтаря и единственное предприятие, обрабатывающее «солнечный камень» в промышленных масштабах.

Посетители музея узнают об истории добычи и изучения янтаря, увидят лучшие образцы камня и изделий из него. В экспозиции янтарь представлен во взаимосвязи различных наук: палеонтологии, минералогии, географии, истории, искусствоведения и других.

Единственный российский Музей янтаря создан в 1979 году как филиал Калининградского историко-художественного музея, стал самостоятельным в 2003 году.

Музей находится в центре Калининграда, в историческом здании — башне Дона середины XIX века, входящей в крепостной комплекс на берегу Верхнего озера. Ранее перед башней был вырыт искусственный ров 203 метра глубиной для защиты от противников.

60 39 blur

Цены на билеты в Музей янтаря Калининграда

Стоимость билетов на осмотр постоянной экспозиции и всех выставок зависит от возраста посетителей:

60 45 blur

Родителям с детьми дошкольного и школьного возраста предлагается специальный семейный тариф за всех:

Льготные посещения

Экскурсии

Музей предлагает индивидуальные и групповые экскурсии (до 5 человек) — 1 000 рублей на русском языке, 1 400 — на иностранном, дополнительно оплачивается входной билет. Экскурсии можно забронировать заранее на сайте музея.

За 100 рублей посетителям предлагается проход на смотровую площадку башни в сопровождении музейного сотрудника (группа 4–10 человек).

Льготные экскурсии проводятся по субботам и воскресеньям в 12 и 16 часов. Стоимость — 50 рублей.

Аудиоэкскурсии

Экспозиция

Выставочная площадка музея — это три этажа, занимающие порядка 1000 кв. м, на которых размещены около 16000 экспонатов. Основная экспозиция разделена на естественно-научный и культурно-исторический блоки, доступна во все дни работы музея.

Естественно-научная часть экспозиции знакомит посетителей музея с уникальными образцами янтаря: камни разного веса, размеров, разных оттенков цвета. В этой части музея представлено большое количество камней с включенными останками животных и растений, которые попали в смолу деревьев несколько десятков миллионов лет назад. Для ученых такие образцы имеют особое значение, так как помогают узнать больше о живых организмах и климате тех времен. Знакомясь с экспозицией, невозможно пройти мимо одного их самых известных экспонатов — крупнейшего в России камня янтаря весом 4 кг 280 г.

60 44 blur

Культурно-исторический раздел показывает изделия, сделанные из янтаря: украшения и предметы быта, сделанные еще во времена неолита и вплоть до современности. Например, есть много находок необработанного янтаря, который пускался на продажу в начале нашей эры. В музее представлены научные реконструкции известных старинных изделий, которые были в разное время утрачены. Восстановлены и копии старинных предметов из Янтарной комнаты, утерянной в период Второй Мировой войны. Значительную часть выставки занимают работы современных российских мастеров и их коллег из Европы, США, Японии.

60 39 blur

Истории Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры посвящен отдельный комплекс. Мануфактура действовала с 1926 по 1945 годы. А спустя два года заработал Калининградский янтарный комбинат — уникальное предприятие с полным циклом добычи и переработки «солнечного камня», единственное во всем мире. В музейных залах представлены некоторые предметы из авторской и серийной продукции, выпускаемой на комбинате.

В музее можно также ознакомиться с работами современных мастеров из Санкт-Петербурга и Калининграда. В 2013 году музею передана постоянная экспозиция «Янтарный дом», особый интересна в ней работа «Русь» — мозаика из янтаря, превосходящая по размерам все другие подобные работы в мире.

Калининградский музей янтаря расширяет направления своей деятельности и активно занимается организацией и проведением различных творческих выставок и проектов, изданием книг. Одни из самых крупных проектов: международный биеннале авторских янтарных изделий «Алатырь» и всероссийский конкурс авторского ювелирного искусства. При музее работают библиотека и центр коммуникации.

В рамках спецпроекта «Музей в волшебной книге» организуются выездные мероприятия в отдаленные территории, чтобы показать 3D-копии 30 уникальных экспонатов музея.

Афиша выставок в Музее янтаря и на его площадках в Калининградской области доступна на официальном сайте.

На отдельной странице сайта афишируются мероприятия для детей и развлекательно-познавательные программы в музее.

Перед посещением рекомендуется проверить сезонный режим работы.

Как добраться до Музея янтаря в Калининграде

К Росгартенским воротам и башне Дона ведет главный прогулочный маршрут по Калининграду, охватывающий сохранившиеся оборонительные сооружения Кёнигсберга. Возле каждого объекта по маршруту установлены стенды с описаниями и картой, ориентироваться и добираться удобно пешком. До музея можно доехать прямо из аэропорта «Храброво» на автобусе № 244 э.

Исторический комплекс с Музеем янтаря располагается близ крупной транспортной развязки — площади Маршала Василевского. Сюда, до одноименной остановки можно доехать на общественном транспорте:

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Пл. Маршала Василевского» до Музея янтаря:

До Музея янтаря в Калининграде можно доехать на такси: Uber, Maxim, Яндекс. Такси, RuTaxi, Gett.

Панорамный вид с башни, в которой находится Музей янтаря:

Источник

Янтарная комната

ckeditor4 img?file=4b84b1be0de4ffaba383743f31ef52e6Самым грандиозным произведением из всех когда-либо созданных из янтаря является, конечно, знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца, утраченная в годы Великой Отечественной войны и возрожденная в наши дни. В ней нашли свое наивысшее выражение все достижения мастеров прошлого в области художественной обработки янтаря.

Богатая событиями история комнаты восходит к самому началу XVIII века. В 1701 году, после восшествия на престол, прусский король Фридрих I пожелал иметь у себя что-нибудь такое, чего нет ни у одного из монархов Европы. Вполне естественно, что для этой цели был выбран янтарь – символ земли прусской. Им решено было украсить целый парадный зал.

Существуют разные версии относительно автора проекта янтарного убранства. По одной из них замысел принадлежит Андреасу Шлютеру, известному прусскому архитектору и скульптору, который во времена Фридриха I занимался постройкой многих дворцовых сооружений. По другой – инициатором идеи был Иоганн Фридрих Эозандер, любимый архитектор королевы Софии-Шарлотты, руководивший строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге, а позднее сменивший А. Шлютера на посту главного придворного архитектора. Никаких документальных свидетельств, говорящих в пользу какой-либо из этих версий, не сохранилось.

Намного больше известно о мастерах, создававших янтарную облицовку. В 1701 году для выполнения работ по янтарю был приглашен из Копенгагена датский придворный мастер Готфрид Вольфрам. Он трудился над созданием янтарных панно до 1707 года, затем из-за разногласий с новым придворным архитектором Эозандером фон Гете, был уволен. Продолжили работу янтарные мастера Эрнст Шахт и Готфрид Турау, приглашенные из Данцига.

Определить точное время окончания работ очень сложно из-за того, что при жизни Фридриха I несколько раз менялись планы размещения убранства из янтаря. Из янтарных панелей намеревались собрать галерею то во дворце Шарлоттенбург, то во дворце Ораниенбург, и в соответствии с этим в проект постоянно вносились изменения. Работа, таким образом, затягивалась.

Наконец, после смерти Фридриха I в 1713 году, его сын Фридрих Вильгельм I прекратил все дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Готовые части янтарной облицовки поместили тогда же на стенах кабинета Табачной коллегии на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине. Размеры этого помещения составляли приблизительно 4,5 х 5 м. Берлинский дворец является последним и, пожалуй, единственным точно установленным местом пребывания Янтарного кабинета перед его путешествием в Петербург.

В 1716 году, во время встречи Петра I c Фридрихом Вильгельмом, на которой речь шла о заключении союза между Россией и Пруссией, прусский король в знак дружбы и уважения преподнес русскому царю «изрядный презент» – Янтарный кабинет. Его привезли в Петербург (кстати, через Кёнигсберг, Мемель и Ригу) в 1717 году, и долгое время янтарные панно вместе с отдельными резными деталями, из которых состояло убранство кабинета, находились в Летнем дворце Петра, в домашней «куншкаморе», где хранились многие курьезы и редкости, собранные за границей.

О кабинете вспомнили только в царствование императрицы Елизаветы Петровны. В 1743 году при создании новой столичной резиденции – Зимнего дворца, третьего по счету, – янтарную облицовку решили использовать для убранства одного из парадных покоев императрицы. Строительством руководил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, а для работы непосредственно с янтарем был приглашен итальянский мастер «лепного и штукатурного дела» Александр Мартелли.

ckeditor4 img?file=9185cf6346e3d29832ca008f05878cf0Создавая янтарный покой в Зимнем дворце, Растрелли сразу столкнулся со многими трудностями. Все убранство кабинета состояло из отдельных панно, выполненных в технике мозаики. Их было 22 штуки: 12 верхних разной ширины и 10 нижних цокольных. Чтобы украсить ими выбранное помещение, требовалось ввести дополнительные детали, которые объединили бы панно в единый архитектурный ансамбль. Для этого Ф. Б. Растрелли использовал прием, широко распространенный в европейском декоративном искусстве XVIII века – он поместил между янтарными панно зеркальные пилястры в резных золоченых рамах.

Затруднения возникли также при компоновке панно на стенах. Их композиционными центрами являлись три большие резные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в Кёнигсберге в XVII веке, еще до создания кабинета. Для их симметричного расположения не хватало четвертой рамы. Узнав о недовольстве императрицы Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, добивавшийся ее дружеского расположения, заказал янтарную раму в Кёнигсберге и преподнес её императрице в 1745 году. В роскошной резьбе, украшавшей раму, была специально использована российская императорская символика: раму венчала российская корона, а скульптурные композиции по бокам и внизу символизировали победы России на суше и на море.

Таким образом, все затруднения были разрешены, и янтарная облицовка в новом обрамлении из зеркал и золоченой резьбы появилась в парадных покоях Зимнего дворца. Известно, что янтарный покой, находившийся рядом с опочивальней императрицы, служил местом аудиенции иностранных послов и знатных вельмож.
Но «похождения» Янтарного кабинета на этом не прекратились. В 1755 году по приказу императрицы его перенесли (буквально – на руках) в

Царское Село, где по проекту Ф. Б. Растрелли создавалась летняя резиденция. В Большом Царскосельском дворце было решено устроить парадный янтарный зал. Площадь зала была больше, чем в Зимнем дворце, – она составляла 96 кв. м, при высоте стен 7,5 м (общая высота янтарных панно была всего 4,75 м). Опять потребовались дополнительные детали. Растрелли сохранил использованный им еще в Зимнем дворце ритм из чередующихся янтарных панно и сдвоенных зеркальных пилястр в резных золоченых рамах, добавив к последним еще шесть. Свободное пространство между панно и плоскостью потолка, а также между пилястрами, было заполнено живописью, имитирующей янтарную мозаику. Роспись верхнего яруса декорировали объемной золоченой резьбой по дереву в виде гирлянд с канделябрами и фигурок амуров, поддерживающих вазы. Декор верхнего яруса дополняли десюдепорты, выполненные также по рисункам Растрелли, на которых из причудливых завитков рокайля вырастали изящные женские головки. И такие же головки служили завершением каждой зеркальной пилястры.

В центре четырех самых больших панно в янтарные рамы поместили четыре мозаичные картины, выполненные из агатов и яшм во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах XVIII века. Они представляли собой аллегорические изображения человеческих чувств – «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние».

Последний этап в истории отделки Янтарной комнаты проходил уже при Екатерине II. В 1763 году она издает указ о замене расписанных частей комнаты на янтарную мозаику. Для этого специально были приглашены мастера опять же из Кёнигсберга – Фридрих и Иоганн Роггенбуки, К. и Г. В. Фриде и Иоганн Готлиб Велпендорф. Вместе с кёнигсбергскими янтарными мастерами работали и их русские ученики – Герасим Козловский, Никита Савин и Александр Михайлов. В это время были сделаны из янтаря промежутки между пилястрами, филенчатые панели под ними, угловой столик, один десюдепорт и гирлянды под карнизом, завершающие и объединяющие все панно в единое целое. Несколько позднее в комнате выполнили художественный паркет по рисункам архитектора В. И. Неелова – его набрали из цветных пород дерева: палисандра, ореха, красного сандала и клена. Работы были завершены примерно к 1770 году.

Благодаря творческим усилиям мастеров самых разных специальностей небольшой, камерный по характеру Янтарный кабинет, каким он был в Берлине, превратился в роскошный парадный зал, который и получил название Янтарной комнаты. Все великолепие янтарного убранства комнаты представало перед глазами зрителей в свете 565 свечей, отражавшихся в 24 пилястрах и двух больших зеркалах, помещенных между окнами. Комната вызывала неизменное восхищение у всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В таком преображенном виде Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце Царского Села (ныне г. Пушкин) примерно 200 лет. В годы Великой Отечественной войны она была вывезена фашистами в Кёнигсберг (ныне Калининград), где ее установили в одном из залов Королевского замка. И здесь ее следы теряются. Многолетние поиски Янтарной комнаты до сих пор никаких положительных результатов не дали.

Новая страница в ее истории открывается в конце XX века, и она тесно связана с Калининградским музеем янтаря. Еще до открытия, для создания экспозиции «Янтарь в XVII – XVIII веках» Музей стал заказывать копии изделий этого периода, хранящихся в музеях России и за рубежом. Центральным комплексом экспозиции должна была стать модель Янтарной комнаты в 1/5 натуральной величины. Проект модели разработал ленинградский художник-архитектор Г. С. Хозацкий, автор художественного решения всего Музея янтаря.

В 1977 – 78 годах была выполнена модель одной панели комнаты в технике и материале оригинала. Она рассматривалась советом Художественного фонда РСФСР, ее смотрела правительственная комиссия, и 10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР принял Постановление о воссоздании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце г. Пушкина уже в натуральную величину. Главными аргументами в пользу того, что этот проект может быть осуществлен, явились модель панели комнаты и более 50-и копий и научных реконструкций изделий XVII – XVIII веков, выполненных современными художниками по заказу музея янтаря. В ходе этой работы осваивалась технология художественной обработки янтаря, составлялись научные методики, которые и легли в основу проекта воссоздания панелей Янтарной комнаты.

Сам проект был разработан группой специалистов под руководством А. А. Кедринского, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Царское Село», который занимался возрождением всего Екатерининского дворца. Над воссозданием интерьера Янтарной комнаты трудились художники различных специальностей – скульпторы, живописцы, резчики по дереву, паркетчики. Но наибольшую трудность представляло восстановление самого янтарного декора. Как когда-то в XVIII веке, в Екатерининском дворце была создана янтарная мастерская, основу коллектива которой составили мастера-камнерезы, работавшие над созданием изделий для Музея янтаря – А. Журавлев (руководитель мастерской до 1995 года), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев и другие. Эта мастерская стала центром, куда стекалась вся информация о Янтарной комнате, проводились научные эксперименты, изучалось «поведение» янтаря, решались трудные технологические вопросы, связанные, например, с восстановлением цвета мозаичных панно или с высотой рельефа орнаментов. Здесь также были воссозданы мозаичные картины из твердых камней, собранных по всей территории бывшего СССР, – в наборе флорентийских мозаик использованы уральская яшма, алтайский каргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковные и казахстанские кремнии, забайкальский лазурит и итальянские мраморы. А янтарь на всем протяжении работ поставлял Калининградский янтарный комбинат.
Новая Янтарная комната, возрожденная современными российскими мастерами после более чем 20 лет кропотливых поисков и упорного труда, предстала перед зрителями в 2003 году. Ее открытие стало одним из центральных моментов в церемонии празднования 300-летия Петербурга.

Источник

Призраки старого Кёнигсберга – Замок и Янтарная комната

KC 002

Сегодняшняя статья слегка необычная, дело в том, что замок Кёнигсберга — это достопримечательность, которой не существует. Тем не менее в умах жителей Калининграда и ещё больше в фантазиях приезжающих туристов замок продолжает жить и привлекать внимание. Поэтому поговорим о нём.

Как найти Кёнигсбергский замок

Сам замок можно найти в 19-м веке, например или раньше. В наши дни можно увидеть только его останки в историческом районе Альтштадта. Самый заметный в Калининграде ориентир — Дом Советов в центре. Рядом с ним и стоял замок.

Конечно замок исчез не бесследно, его фундамент до сих пор скрыт под сквером около Дома советов. Сейчас даже уже не скрыт — там раскопки и останки замка можно увидеть. Как — узнаем чуть позже.

Янтарная комната

Другая, по-настоящему загадочная достопримечательность Калининграда — Янтарная комната. Если с замком всё понятно, то с комнатой не ясно ничего. Та, комната, которая находится в Петергофе — это копия. Последним местом, где видели настоящую Янтарную комнату, был как раз Кёнигсбергский замок. Её след пропал в 1945 году где-то в подвалах замка. И вот что интересно, подвалы-то до сих пор целы… Так, что может быть в ближайшее время её найдут.

С другой стороны, если комната действительно была в замке на момент окончания войны, возможно, что она утрачена. Дело в том, что в результате штурма города, и благодаря английской авиации в частности, в замке начался сильный пожар. Янтарь при высокой температуре плавится, поэтому есть шанс, что Янтарной комнаты больше нет.

Местоположение Янтарной комнаты — это главная тайна Калининграда и послевоенной России.

Что можно увидеть

Как я уже сказал, фундамент замка недавно откопали — обнесли всё забором, вскрыли сквер рядом с Домом Советов и копают там чего-то. С земли что-то разглядеть невозможно — мешает забор, ну разве что в дырку подсматривать. Поэтому нам надо подняться на несколько этажей в здании Дома Советов.

Сверху всё хорошо видно: контуры замка, его размер, место, где стояла башня — всё можно разглядеть. А если применить фантазию, то замок вырисовывается прямо перед вами. Только, к сожалению, это всё, что осталось от замка.

Что случилось с замком

Большинство рассуждений о том, кто виноват, что замок не сохранился, основаны на личных политических предпочтениях. Виноваты, обычно, либо немцы, либо русские. На самом деле виноватых найти сложно. Просто примем, что по совокупности исторических факторов замка нет.

Так что же случилось? Как и большинство исторических памятников Кёнигсберга, замок сильно пострадал во время Второй Мировой войны. Как я уже писал выше, во время штурма, в замке начался пожар. Внутри всё выгорело и часть стен обрушилась. Есть старые советские фотографии, где видно состояние замка.

Руины замка стояли посреди города до 1967 года, когда их решили снести, несмотря на протесты. Замок взорвали. Почему решили это сделать? Сложно сказать, восстанавливать его было очень сложно, оставлять в том состоянии, в котором он был после войны тоже не было смысла, да и опасно. Не важно, результат такой, что его взорвали.

Каким он был

В начале 13-го века на территории восточной Пруссии жили Самбы — прусское языческое племя. Соответственно, их земли назывались Самбией. Восточной Пруссии тогда ещё и в помине не было.

В 1253 году умирает чешский король, Чехией садится править его сын Пржемысл Отакар II. На следующий год, под влиянием тогдашнего Папы Римского, Пржемысл направился нести варварам истинную христианскую веру и за одно завоевать их земли. В средние века католическая церковь использовала христианство аналогично тому, как нынче используют демократию. Занимался этим рыцарский Тевтонский орден — крестоносцы.

Захватить Самбов удалось далеко не с первой попытки.

Пруссы окончательно сдались в 1255 году. Чтобы закрепиться на новых землях Пржемысл II и Великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерн заложили новую крепость на реке Прегель — Кёнигсберг-ин-Пройзен (Königsberg in Preußen) — королевский город в Пруссии. Крепость основали рядом с прусским поселением Тувангсте.

Пруссы покорно приняли христианство. Те, кто не пожелал этого сделать безжалостно истреблялись.

Так Кёнигсберг и Королевский замок начали свою историю.

В Калининграде, на Королевских воротах сохранилась скульптура Пржемысла II.

4 места в Калининграде, где можно увидеть старые немецкие дома

Крепость основали на холме, рядом с прусским поселением Тувангсте. Первоначально, крепость была деревянной. Её перестраивали и достраивали, пока она окончательно не стала Королевским замком Кёнигсберга.

KC 001

KC 003

Замковая башня была самым высоким зданием в городе — 84,5 метра. То есть вид с крыши Дома Советов почти такой же, какой был с башни замка. Подумайте об этом, когда окажетесь там.

Королевскiй замокъ находится въ самомъ чентрѣ города въ в видѣ громаднѣйшаго четырёхугольника съ огромнѣйшимъ дворомъ величиной въ 105 метровъ длины и 67 м ширины. Осматривать замокъ можно ежедневно: въ лѣтнее время съ 10 до 2 часов (по воскресениямъ съ 11 до 2), зимою съ 11 до 2 ч. Входъ съ замковаго двора черезъ дверь такъ называемой маленькой палаты. Входъ 25 пфеннигов, каковые уплачиваются кастеляну въ первомъ этажѣ; сборъ за входную плату идётъ на благотворительныя цѣли. Къ сожалѣнiю, размѣръ путеводителя не даётъ намъ возможности подробно остановиться на описанiи замка, какъ въ историческомъ, такъ и въ художественно-искуственномъ отношенiяхъ.

лишь, что замокъ имѣетъ множество интересныхъ комнатъ, гдѣ проживали императоры и императрицы германскiе, въ которыхъ по настоящее время хранятся цѣнныя и весьма интересныя картины. Рекомендуемъ русскимъ путешественникамъ посѣтить королевскiй замокъ. По просьбѣ показывающiй замокъ служитель даетъ посѣтителямъ краткiя объясненiя.

Путеводитель по Кёнигсбергу и прилегающим морским курортам для русских путешественников. 1912.

Кстати говоря, в том же путеводителе указан разменный курс рубля к немецкой марке: “За 100 рублей получают 216 — 217 марок.” То есть, рубль был в два раза дороже марки.

Замок имел обширные подвалы, в одном из которых в последние годы располагался винный ресторан Блютгерихт — с немецкого Кровавый суд.

KC 000

KC 002

Таким замок Кёнигсберга просуществовал до 1945 года. Сейчас ведутся разговоры о воссоздании замка, полностью или частично пока не ясно, но в среди жителей Калининграда эта идея очень популярна. Надеемся что так оно и будет.

Полезные советы и хитрости в путешествии

Инструкцию как купить авиабилеты в интернете читайте здесь

Бронируйте отель, хостел или квартиру на Booking.com – это самый удобный и популярный инструмент. У нас на сайте есть подборки интересного жилья.

Для поиска страховой компании используйте сервис Cherehapa.ru

Экскурсии от местных жителей ищите на Трипстере – у них большой выбор необычных экскурсий по всему миру.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Универсальный информационный портал
Adblock
detector