янтарная комната нашлась или нет

Исчезновение века: историк рассказал, где сейчас может находиться пропавшая Янтарная комната

— Александр Георгиевич, о таинственном исчезновении Янтарной комнаты во время войны слышали, наверное, все, многие бывали в Царском Селе и видели её в воссозданном виде. Расскажите об истории создания этого произведения искусства и его появления в России.

— Янтарная комната была создана в начале XVIII века по замыслу архитектора Андреаса Шлютера для нового дворца прусского короля Фридриха I в Берлине. Изначально она была меньших размеров — это был, скорее, Янтарный кабинет. Однако собрать панели в готовом виде не успели, так как в 1713 году Фридрих I умер, а сменившему его Фридриху Вильгельму I это произведение искусства было не нужно. Зато ему был очень нужен союз с Россией в войне против Швеции, и в ноябре 1716 года, во время встречи с Петром I, Фридрих Вильгельм, зная, что русский царь проявлял интерес к Янтарному кабинету, преподнёс его в качестве политического дара, чем очень обрадовал Петра. В июле 1717 года кабинет перевезли в Санкт-Петербург, где он некоторое время находился в Меншиковском дворце, потом его дважды собирали, но в конечном итоге Янтарная комната была собрана в середине XVIII века гениальным Франческо Растрелли в одной из парадных комнат Большого Екатерининского дворца Царского Села. Там она находилась до осени 1941 года, когда её похитили гитлеровцы.

— Именно Растрелли превратил Янтарный кабинет в комнату?

— Да, перед этим она была собрана в старом Зимнем дворце, там было помещение парадное, но не очень большое. А в Большом Екатерининском дворце помещение было гораздо больше, и Растрелли, чтобы заполнить всё пространство комнаты, существенно расширил общую композицию: вставил зеркальные пилястры, дополнительные вставки сверху и снизу.

— Янтарная комната после исчезновения стала своеобразным символом утраченного культурного достояния России. Она всегда имела статус особо ценного объекта или здесь сыграл дополнительную роль фактор её таинственного исчезновения?

— Специалисты о Янтарной комнате, конечно, знали, но за пределами узкого круга лиц она была малоизвестна, так как находилась в действующей царской резиденции. Там жили члены императорской фамилии, бывали только гости и служащие дворца. Лишь в 1913 году историк Царского Села полковник Сергей Вильчковский составил для царя «Всеподданейший доклад о создании и реставрации Янтарной комнаты», где впервые подробно её описал. Она также значилась в путеводителях по Царскому Селу.

Свой нынешний статус Янтарная комната обрела уже после войны, когда в конце 1950-х годов начала раскручиваться история, связанная с её бесследным исчезновением. Тогда вокруг неё возникла какая-то навязчивая паранойя, которая продолжается до сих пор. Только за последнее время её «находят» в третий раз.

Год назад была шумиха в Польше, где нашли какой-то очередной бункер, заброшенный со времён войны. Но там достаточно хотя бы на вход посмотреть. Большие янтарные панели были размером 3,69 на полтора метра, а в этот бункер еле человек пролезет. Ну разве можно было их там спрятать? Но шуму в СМИ было очень много.

— К недавней находке польских водолазов вы тоже относитесь скептически?

— Да. Поляки давно разрабатывают эти «морские» версии. Но никаких документальных данных о том, что Янтарная комната или другие сокровища Восточной Пруссии вывозились на «Карлсруэ», не существует. В реальности в последних числах января 1945 года из гавани Кёнигсберга один за другим вышли четыре корабля. Один из них был «Вильгельм Густлофф», десятипалубный круизный лайнер, который потопила подлодка C-13 под командованием Александра Маринеско. Польские исследователи сначала утверждали, что Янтарная комната, которую они искали, была на этом корабле. Но потом были найдены списки грузов, погружённых на судно, и там никаких янтарных панелей нет. Второй корабль, вышедший из Кёнигсберга, назывался «Гойя», его тоже потопили. Кроме того, были гражданский пароход «Бранденбург» и лёгкий крейсер «Эмден». Вот на нём действительно в Германию из Восточной Пруссии были вывезены ценнейшие экспонаты, в том числе гроб Фридриха I, для которого сделали Янтарную комнату, саркофаг Гинденбурга, а также сокровища, награбленные Эрихом Кохом в украинских музеях. Груз благополучно прибыл в Германию, где его спрятали в соляных шахтах в Тюрингии.

— Возвращаясь к Янтарной комнате. Что достоверно известно о том, как её вывозили в 1941 году из Царского Села? И куда дальше ведут её следы?

— Янтарной комнаты не оказалось в утверждённых перед войной советским правительством списках ценностей из дворцовых ансамблей Петербурга, которые подлежали эвакуации. Сотрудники Екатерининского дворца-музея побоялись самостоятельно её вывозить, а немцы после занятия Царского Села Янтарную комнату очень быстро демонтировали и вывезли.

Комната была так называемой прерогативой фюрера и предназначалась для будущего грандиозного музея фюрера в австрийском Линце.

Но так как на тот момент он ещё не был построен, то гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде, крупнейший специалист по янтарю, попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в бывшем Королевском замке Кёнигсберга. Разрешение было получено.

В ноябре 1941 года сокровище доставили в Кёнигсберг, но собрали только в апреле 1942-го. В собранном виде Янтарная комната экспонировалась в музейном зале №37 замка. Однако это помещение было примерно на треть меньше зала в Царском Селе. И эта «маленькая» Янтарная комната значилась в немецких музейных документах как «немецкий Янтарный кабинет».

— Получается, в этот момент образовались «лишние» детали?

— То есть подчиняться распоряжению Бормана и расставаться с комнатой Роде не хотел?

— Не хотел, и начал игру в дурака с Гитлером. Роде стал отправлять вглубь Германии «лишние детали». Две-три детали отправит — и пишет в документах, что это Янтарная комната.

А так как отправлял он всё по разным адресам, то таких «комнат» оказалось по документам множество, что потом сбивало с толку искателей потерянного сокровища.

— Известно, куда они в итоге попали?

— С конца 1960-х годов поисками Янтарной комнаты занялся самый известный немецкий кладоискатель Георг Штайн, вокруг которого роились агенты спецслужб. Под видом историка Пауля Колера её искал подполковник «Штази» Пауль Энке. Видимо, он в начале 1987 года сообщил Штайну о соляной шахте Граслебен-1 в Саксонии, куда в начале 1945 года прибыло 60 транспортов с ценностями, награбленными в Европе гитлеровцами, среди которых были и «лишние» детали Янтарной комнаты. Есть версия, что все эти огромные ценности весной 1945 года захватили и вывезли в США. Это была сенсационная и опасная информация. В августе 1987 года Штайн решил дать пресс-конференцию в Мюнхене. Но накануне ему позвонили двое неизвестных якобы с важной информацией. Он поехал на встречу с ними и погиб. А вскоре после этого отправился в мир иной и 42-летний подполковник Энке.

Однако незадолго до смерти Штайн написал письмо своему врачу Альберту Рауху, где поделился тем, что ему удалось узнать. Я много лет работал с архивом Штайна, который после его смерти попал в СССР, и ксерокопия этого письма у меня есть. Там сказано, что до 10 апреля 1945 года янтарные панели хранились в охотничьем замке Рейнхардсбрунн под Готой, после чего их должны были вывезти в район Нюрнберга, но из-за быстрого продвижения американских войск колонна с архивами и культурными ценностями под грифом «музей кайзера Фридриха» свернула, и их привезли в саксонскую соляную шахту Граслебен-1. Эти ценности под инвентарным номером 16+17 разместили в забое шахты на глубине 430 м.

Через несколько дней этот район заняли американцы, и уже в мае 1945 года все находившиеся в шахте элементы Янтарной комнаты через Антверпен были вывезены в США. Штайн сетовал в письме, что все акты касательно этого дела недоступны для ознакомления, полностью засекречены и хранятся в архивах военного департамента США.

— С «лишними» деталями будем считать, что разобрались. Но что случилось с основной частью Янтарной комнаты?

— Вплоть до начала штурма Кёнигсберга утром 6 апреля 1945 года упакованный в ящики «немецкий Янтарный кабинет» находился в Орденском зале Кёнигсбергского замка, который чудом уцелел после бомбёжек города вместе с расположенным под ним рестораном. 9 апреля 1945 года около 22:00 гарнизон Кёнигсберга капитулировал. В тот день Роде не было в городе, а директор упомянутого ресторана Пауль Фейерабенд, его сотрудники и работники замка находились в Орденском зале — сидели на ящиках с янтарными панелями. В полночь в зал вошел «русский полковник» и панели передали ему.

— Откуда известны такие подробности?

— Поисками Янтарной комнаты после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов, которого я хорошо знал лично. Он был хранителем Янтарной комнаты до войны, а после её окончания возглавлял советскую правительственную комиссию по поиску похищенных гитлеровцами культурных ценностей. Его группе удалось отыскать более 200 тыс. произведений искусства, вывезенных не только немцами. За эту работу он был удостоен Ленинской премии СССР. Кучумов многое рассказывал мне, но правду о судьбе Янтарной комнаты так и не сказал, так как дал пожизненную подписку МГБ СССР о неразглашении. Уже после его смерти в его архиве, к которому я получил доступ, в 2011 году я нашёл уникальные документы, которые проливают свет на судьбу комнаты.

— Так что же с ней в итоге произошло?

— В бумагах Кучумова опровергается версия о том, что комната погибла в огне, который охватил замок 11 апреля 1945 года. Ящики с панелями успели вывезти, сгорели лишь три мозаики. По свидетельству, которое я привожу в книгах, панели сначала переправили в район Литовского вала в Кёнигсберге, в то место, где находятся Закхаймские ворота.

По материалам Кучумова видно, что там же хранились и другие найденные в тайниках сокровища Восточной Пруссии. Все эти ценности МГБ затем переправило в Берлин.

Как сообщил в письме Кучумову немецкий профессор Штраус, который занимался перемещёнными ценностями и присутствовал при этих событиях, в 1950 году они были переданы американцам и оказались в Западном Берлине.

Дело в том, что трофейные ценности тогда делились на три категории. Одна из них касалась тех ценностей, которые находились на территориях, которые Германия теряла по итогам войны. Она не имела на них никаких прав, поэтому всеми ценностями, которые наши войска и спецслужбы нашли и изъяли на территории отошедшей к СССР Восточной Пруссии, наша страна на совершенно законных основаниях могла распоряжаться как угодно. И они, наряду с золотом, пошли на оплату ленд-лизовского долга.

— Неужели наши спецслужбы сознательно отдали американцам это уникальное произведение искусства?

— Вот в этом всё и дело. Они, конечно, ничего не знали. По всем имевшимся документам она же шла как «немецкий Янтарный кабинет из Кёнигсбергского замка», никакой связи с Царским Селом не было. Дело в том, что журнал замка-музея исчез. Его нашёл профессор Иваненко и передал МГБ, но больше журнал никто не видел. А уже когда после передачи комнаты американцам в МГБ наконец разобрались, что натворили, то началась вся эта эпопея с ложными и труднопроверяемыми версиями.

— Давайте ещё раз зафиксируем. По вашему мнению, вся довоенная Янтарная комната так или иначе попала в руки американцев?

— Не совсем. Часть янтарных панелей погибла во время пожара Кёнигсбергского замка ночью 30 августа 1944 года. Кроме того, был ещё один случай. Ночью 10 марта 1945 года банда немецких уголовников в военной форме на грузовике подъехала к замку. Они предъявили фальшивые документы охране и ограбили музей. Было вывезено семь ящиков ценных и особо ценных экспонатов, четыре из которых, судя по документам, которые есть у меня, содержали часть предметов из убранства «немецкого Янтарного кабинета».

— Удалось их разыскать?

— Они до сих пор не найдены. Главарь банды Клаус Штефман и двое его подельников были убиты при задержании, а остальные участники преступления не были установлены. Однако криминальная полиция в переписке сообщала, что две возможные явки налётчиков в Кёнигсберге, где могло быть спрятано украденное, осмотреть не удалось вследствие обрушения зданий из-за боевых действий. Я не исключаю, что эти ящики с ценностями до сих пор могут быть спрятаны на месте этих домов. Это здание на Штайнштрассе (ныне ул. Офицерская), в которое 21 марта 1945 года попала авиабомба, и здание на Шульцштрассе (ныне ул. Школьная), разрушенное при артобстреле. Надо также осмотреть «бункер Роде» на улице Коперника, где он прятал свои главные сокровища. Этот бункер в 1945 году Роде показал профессору Александру Брюсову — и его почистили военные «поисковики», но что-то могло остаться. Вскоре после этого Роде погиб при невыясненных обстоятельствах.

— То есть общей путаницы с пропажей комнаты изрядно добавляет то, что сама комната была разделена и вывозилась разными путями.

— Да, но ей способствует также то, что по заказу Коха, который захотел иметь свою Янтарную комнату, группа мастеров в имении Коха под Белостоком изготовляла копию с оригинала. Когда в конце июня 1944 года началась советская операция «Багратион», копии янтарных панелей (сколько точно — неизвестно) перевезли в имение Коха Гросс-Фридрихсберг под Кёнигсбергом, их судьба с января 1945 года неизвестна. Эти дубликаты могут где-то найти — и их могут принять за подлинники.

А легко отличить оригинал от копии?

— Отличия есть, и эксперты смогут увидеть разницу. Но даже если допустить, что комната лежит не на дне моря или в земле, а в каком-то помещении, то всё равно приходится признать, что она с большой долей вероятности погибла. Ведь за ней нужен постоянный уход, определённая температура, влажность. Без этого за 75 лет янтарные панели превратятся в неэстетичную массу тёмно-коричневого цвета.

Вообще же история с Янтарной комнатой — это лишь малая часть вселенского круговорота сокровищ, который породила Вторая мировая война. Но Янтарная комната является самым дорогим произведением искусства, утраченным в ходе той войны.

— Как бы вы оценили работу современных мастеров, воссоздавших её к 300-летию Петербурга?

— Это творческий подвиг. Комнату воссоздавали с помощью тех же методов обработки, которые использовали мастера три века назад, и мне она кажется даже лучше оригинала. Особенно если смотреть на закате солнца или ночью при свечах. Мне однажды посчастливилось видеть её такой, это фантастическое зрелище! Днём при ярком солнце и толпах людей она смотрится совсем иначе.

— Ваши книги, как я понимаю, пользуются большой популярностью, а как к вашим во многом сенсационным изысканиям относятся в Царском Селе?

— Мне доводилось не раз выступать перед музейщиками Царского Села, в том числе на международной конференции по перемещённым культурным ценностям в 2015 году.

Мой доклад музейщики встретили аплодисментами. А Борис Павлович Игдалов, специалист экстра-класса, руководитель янтарной мастерской, воссоздавший Янтарную комнату, попросил, чтобы я ему подписал свою книгу. Для меня это было высшей формой признания моего труда.

Другого признания мне не надо. Музейщики люди очень въедливые, и если они признали твой труд, то значит, потрудился не зря.

Источник

Дайверы подозревают, что они нашли Янтарную комнату

picture 51285 1524349918

yantarnaya komnata

Дайверы нашли на дне Балтийского моря возможное место захоронения знаменитой Янтарной комнаты — одной из главных сокровищниц Российской империи, которая была разобрана и похищена нацистами во время Великой Отечественной войны.

Содержимое комнаты было доставлено на корабле в Кёнигсберг (современный Калининград), там комнату видели в последний раз. Как пишет Daily Mail, вполне вероятно, что сокровища времён царской России наконец будут найдены — подводники-любители обнаружили возможное место захоронения Янтарной комнаты.

Как рассказал Томек Стачура, лидер дайвинг-клуба, который провёл экспедицию в 70 километрах от побережья Польши, энтузиасты обнаружили на дне Балтийского моря немецкий корабль «Карлсруэ», затонувший в апреле 1945 года.

У дайверов есть веские основания подозревать, что именно «Карлсруэ» хранит в себе затерянные российские сокровища. Перед тем как судно затопили силы Королевского военно-морского флота Великобритании, оно как раз вышло из порта Кёнигсберга c 360 тоннами груза на борту, при этом его сопровождали два тральщика. Это наводит на мысль о том, что груз на борту «Карлсруэ» был довольно ценным.

При помощи роботов-дайверов на затонувшем корабле уже нашли многочисленные запертые грузовые ящики. Сейчас дайверы готовятся к тому, чтобы попытаться их открыть. Они будут совершать по 12 получасовых погружений в день.

Дайверы также обнаружили, что на корабле находятся несколько «ящиков невоенного назначения», а также нечто, похожее на остатки «рамок для картин и гниющих холстов». Стачура, однако, трезво оценивает возможность найти затерянный клад.

«Я не фанатик, помешанный на Янтарной комнате. Но я думаю, что есть 1–2% вероятности того, что в многочисленных запертых ящиках, которые мы увидели во время последнего погружения с использованием роботов, на самом деле находится именно эта комната», — считает он.

В любом случае, как отмечает историк Пётр Михалик, с учётом того, что «Карслруэ» так основательно сопровождали, есть очень большой шанс того, что на борту корабля был ценный груз.

Источник

Где нашлась Янтарная комната?

DefaultPic12 2

Знаменитая Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села уже более 300 лет окутана загадками, тайнами и всевозможными слухами. Ученые и художники со скрипом признают: утрачена она во время Великой Отечественной войны безвозвратно. Но при этом поиски оригинала не прекращаются. «Известия» подключились к ним. И. нашли янтарную комнату.

Шедевр сначала подарили России, а потом украли

А в 1717-м панно стали дипломатическим подарком российскому царю. В Петербург их везли на 18 телегах. Груз для Петра принял Александр Меншиков. К рукам «светлейшего», говорят историки, много чего прилипало, вот и в новоприбывшей комнате недосчитались деталей. А потому собрать ее не смогли. И более 20 лет шедевр пылился невостребованным. Потом выяснилось, что напраслину возводили на Алексан-Данилыча: прусский король нашел детали у себя. Позабыл их упаковать, посылая подарок Петру I, и теперь передал Елизавете Петровне.

Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить панно во дворце в Царском Селе. Великий Растрелли внес в них изменения. Нескольких деталей все же недоставало, и их дополнил мастер, выписанный из Пруссии. Он же стал хранителем комнаты.

Так что свое настоящее рождение шедевр отметил в 1770 году. Но не зря он столько лет «вызревал»: те, кто видел комнату, описали ее как «образец изобретательности, торжественной праздничности». А кончилась история Янтарной комнаты в 1941-м. Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой и закрыли бумагой. Но вошедшие в Пушкин немцы нашли шедевр, демонтировали и вывезли в Германию. Комната оставалась в Кенигсберге (нынешнем Калининграде) и украшала замок до прихода туда Красной Армии.

Совсем недавно по Петербургу пронесся такой слух: ее надо искать. в поселке Вырица, в сотне километров от Царского Села. В загородной резиденции питерского олигарха.

Екатерининский дворец-2

В 2003 году в мае возрожденная Янтарная комната была вновь открыта для посетителей. В тот год очередь за билетом надо было занимать в 6 утра. Какой гость северной столицы проедет мимо Царского Села?

Не исключено, что последние как раз правы. Потому что в этом дворце, по слухам, и спрятана Янтарная комната. Кто мог ее сотворить?

В чем ошибка мастера?

К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей.

Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели.

Правда, и нынешним умельцам пришлось заново «изобретать» вещи, которыми пользовались в XVII веке.

И станки сначала собирали из «запчастей», потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна.

Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале.

Неужели такое же сокровище спрятано в Вырице?

Янтарь дышит у тебя в руках

Скажу сразу: «вырицкий» шедевр, увы, точно не может быть найденным втайне оригиналом. Во-первых, тогда бы в Германии не находили отдельные части комнаты. Во-вторых, как я узнала в поселке, в 2003 году, когда в Царском Селе уже выстраивались многометровые очереди за билетами в Янтарную комнату, в Вырице еще не было «Екатерининского дворца» Васильевых. С его бирюзовых стен строители недавно сняли пленку.

В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились.

Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб «вторая» комната.

Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется.

Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека.

И все-таки я напрашиваюсь во дворец в Вырице.

Чем порадовать богатого человека

В конце XIX века Карл Фаберже, который был не столько великим художником, сколько великим предпринимателем, возвел камнерезную пластику сначала в ранг моды, а потом поднял ее до уровня искусства. То, что делалось в мастерских Фаберже для богатейших домов России, нынче украшает музеи.

Нечто подобное происходит и теперь: исполняя причудливые прихоти заказчиков, наши художники создают настоящие произведения искусства, которые пока могут быть скрыты за воротами особняков. Обеспеченные люди хотят видеть в своих домах нечто эксклюзивное.

Украшая свой быт, обеспеченные люди могут посоревноваться в оригинальности.

Другой любитель собирал изображения носорогов. И к художникам камнерезной мастерской обратился за очередным экземпляром.

Один известный политик заказал мастерской Фалькина скульптуру домашней кошки. Другому потребовался любимый ротвейлер в камне.

Недавно Фалькин создавал флакон для духов из горного хрусталя, который приобрело в качестве подарка руководство одного питерского банка.

Возможно, эти янтарные кубки и флаконы в будущем назовут произведениями искусства. Ведь, вспомним, Янтарную комнату тоже сначала считали просто королевским подарком.

Источник

Ушла в песок: почему не удается найти Янтарную комнату

RIAN 173182.HR .ru

80 лет назад, в октябре 1941 года, из Екатерининского дворца в городе Пушкин под Ленинградом немецкими оккупантами был похищен шедевр декоративно-прикладного искусства XVIII века — Янтарная комната. Весной 1945 года произведение, перевезенное в Кенигсберг, бесследно исчезло. Часть историков всё больше впадают в пессимизм: если Янтарная комната и найдется, то она будет в непригодном для экспонирования состоянии, предположили собеседники «Известий». Однако калининградские специалисты считают, что искать в первую очередь нужно там, где произведение исчезло — то есть в границах их города.

Искусствоведы в штатском

14 октября 1941 года в документах 50-го армейского корпуса вермахта была сделана запись о транспортировке из захваченного гитлеровцами города Пушкин произведений искусства, в том числе облицовки Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

К приходу немцев значительная часть ценностей Царского Села была эвакуирована в Новосибирск — в соответствии с эвакуационным планом 1936 года. Такие планы были разработаны в каждом музее, тем более в ленинградских — до 1940 года финская граница проходила всего в 32 км от города. Янтарная комната в том плане не значилась.

Ekaterininskij dvorets posle vojny

2020 10 01T133924Z 975092799 RC2P9J9LXSWN RTRMADP 3 POLAND SHIPWRECK.JPG

По предположению старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН доцента Дмитрия Суржика, Янтарную комнату было решено не трогать из-за ее хрупкости. Начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское село» Ирина Начарова уточнила, что уже до войны драгоценное убранство нуждалось в реставрации — янтарь осыпался. Правда, в эвакуационном плане 1938–1939 годов Янтарная комната упоминалась, но этот документ был утерян. Музейные работники обернули янтарные панно и предметы в бумагу, затем в марлю и вату и оставили на месте.

Не имея санкции на эвакуацию столь значимого произведения искусства, его решили оставить на месте. Никто не предполагал, что немцы будут продвигаться так быстро, — сказал Дмитрий Суржик. — К тому же в штате музея на июль 1941 года оставалось всего пять человек. Эвакуировать такую хрупкую и объемную вещь они не могли физически.

Немцы вошли в Пушкин 18 сентября с заранее подготовленным планом хищения культурных ценностей.

— В конце 1930-х в СССР прибыла кунсткомиссия — группа немецких искусствоведов под руководством Нильса фон Хольста, который управлял внешними связями берлинских музеев, — рассказал «Известиям» Дмитрий Суржик. — По итогам работы, в частности, этой комиссии министр пропаганды Йозеф Геббельс приказал подготовить список германских культурных ценностей, которые, с его точки зрения, незаконно оказались у иностранцев. Янтарную комнату прусский король Фридрих I подарил российскому императору Петру I, а советская власть не имеет к императору никакого отношения — такая была логика.

Screenshot 2

Янтарная комната попала в список из 60 предметов, которые было приказано доставить в рейх.

29 сентября в оккупированный Пушкин приехали два искусствоведа, которые лично руководили демонтажем и транспортировкой произведения. Эту работу выполнили шесть солдат из строительной роты под командованием унтер-офицера.

Спустя некоторое время изображение Янтарной комнаты появилось на немецких пропагандистских фотографиях — ее доставили на «родину», в Восточную Пруссию, и сделали экспонатом музея в бывшем королевском замке в Кенигсберге.

Потери и находки

Точную дату и обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты из кенигсбергского замка установить не удается: известно лишь, что это произошло в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года.

Часть доставленного из Пушкина в Кенигсберг янтарного убранства оставалась нераспакованной — по оценке замдиректора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолия Валуева, порядка 20%. Фридрих подарил Петру свой янтарный кабинет, который размещался в замковом зале, где потолки были ниже, чем в Екатерининском дворце в Царском селе.

Источник

Поделиться с друзьями
admin