Тайна роскошных покоев: куда исчезла Янтарная комната
Фрагменты Янтарной комнаты могут находиться на затонувшем в Балтийском море немецком пароходе. По крайней мере такую версию озвучил польский водолаз, который работает сейчас на месте и исследует судно. Какие только версии не выдвигались после исчезновения Янтарной комнаты: одни говорили, что искать нет смысла, потому как всё давно сгорело; другие считают, что панели с янтарем пошли ко дну вместе с лайнером «Вильгельм Густлофф» или спрятаны в тайниках. Есть даже версия о неизвестном американском миллиардере, который прибрал шедевр к рукам в счет уплаты долга. О том, что могло случиться с Янтарной комнатой, — в материале «Известий».
В пучине морской
«Если Германия хотела отправить Янтарную комнату через Балтийское море, то пароход «Карлсруэ» был их последней возможностью», — цитирует телеканал «Звезда» польского водолаза Томаша Стахура, который работает на месте гибели немецкого парохода.
«Янтарную комнату видели последний раз в Кенигсберге. Оттуда пароход «Карлсруэ» отправился в последний рейс с большим грузом…» — замечает в разговоре с журналистами Томаш Стахура. Совпадение? Польские водолазы допускают, что нет.
Внутри затонувшего немецкого парохода «Карлсруэ»
Судно с тоннами груза на борту затонуло 13 апреля 1945 года в нескольких десятках километрах к северу от Устки. Это случилось во время эвакуации немцев из Восточной Пруссии. Пароход спешно покидал Пилаву (сейчас это Балтийск), когда его настигли советские бомбардировщики — судно за три минуты ушло под воду, из 1083 человек спаслись около 100. Уходил корабль в пучину морскую вертикально, ударившись носом о дно, а весь груз отбросило вперед.
«Он лежит на глубине 88 м. Практически цел. В его трюмах мы обнаружили военные машины, фарфор и множество ящиков с пока неизвестным содержимым», — говорит Томаш. И кто знает, вдруг неизвестное содержимое окажется одним из самых разыскиваемых шедевров.
Янтарную комнату уже давно окрестили «восьмым чудом света», которое все ищут, да так и не могут отыскать, — как золото Колчака. Янтарный кабинет, подаренный еще в 1716 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I российскому государю Петру I, какое-то время пылился в ящиках — размеры изначального кабинета оказались гораздо меньше петровских покоев, деталей не хватало. В 1743 году богатым декором заинтересовалась Елизавета Петровна — под руководством Бартоломео Растрелли комнату собрали, дополнили зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Позже Янтарную комнату перенесли в Екатерининский дворец в Царском Селе.
Почему музейные сотрудники решили не вывозить сокровище в 1941 году? Возможно, не хватило времени или же боялись повредить драгоценное убранство. Так или иначе, Янтарную комнату попытались спрятать: стены укрыли марлей, ватой и заклеили обоями. Впрочем, маскировку немцы раскусили — всего за 36 часов панели разобрали и увезли в Кенигсбергский (Королевский) замок. А в 1945 году Янтарная комната исчезла.
Томаш Стахура уточняет, что «Карлсруэ» участвовал в операции «Ганнибал» — эвакуации морским путем немецких жителей из Восточной Пруссии. Тогда же были потоплены корабли «Гойя», «Штойбен» и «Вильгельм Густлофф». К слову, «Густлофф», атакованный подлодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско, также подозревали в перевозке Янтарной комнаты, но эта версия не нашла подтверждения.
Бункер Ляша — надежда наша?
Калининградский историк Сергей Трифонов считает, что фрагменты Янтарной комнаты могут лежать в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша. Когда-то бункер соединялся с Королевским дворцом подземными ходами — по ним и могли вынести части комнаты.
Командный бункер последнего немецкого военного коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша
Несколько лет Трифонов изучал подвал бункера: проделывал отверстия в стенах, через которые пропускал зонд с видеокамерой. Так и обнаружил заполненную водой комнату, а в ней — несколько деревянных ящиков. Увы, хода в помещение нет, так что приходится гадать. Подогревают интерес и знаки на воротах одной из частей бункера.
«На них — 88 рун. Самое любопытное, что когда эти руны были переведены и трактованы бельгийскими специалистами, отдельные из них показали, что это самая настоящая сокровищница, защищенная этими руническими знаками», — говорит исследователь.
Историк Третьего рейха Константин Залесский считает, что если что-то где-то и прячут, то рано или поздно об этом всё равно узнают — утечка информации бывает всегда: «Потому что один человек не может спрятать ящики, а убивать тех, кто спрятал (как это делали пираты), в XX веке уже было не положено».
«На самом деле, если рассуждать логически, то спрятать Янтарную комнату в бункере Ляша может только полный идиот, — говорит историк в беседе с «Известиями». — Бункер Ляша — первое, что советские войска обязательно возьмут и проверят: это бункер руководителя укрепрайона, поэтому что-то прятать в нем совсем не с руки».
Некоторые считают, что Янтарная комната так и не покинула Кенигсбергский замок. Константин Залесский замечает, что в подвалах, катакомбах крепости можно было спрятать всё что угодно. Как и в шахтах. Но, по его словам, если немцы что-то и прятали, то для того, чтобы сохранить, укрыть от бомбежки, а затем забрать.
«Обычно всё фиксировалось: офицер должен был получить приказ, составить акт. Кто же ему даст сокровища, если не под расписку? И наши, и американцы обнаружили большинство схронов в 1945–1946 годах не потому, что где-то нашли, а потому, что документы получили: там и там, в такой-то шахте картины из такой-то галереи».
Янтарные сезоны Польши
Периодически отыскать Янтарную комнату пытаются в Польше — в окрестностях деревни Мамерки. Так в июне прошлого года сотрудники Музея Второй мировой войны нашли засыпанный землей люк, который вел в неизвестное подземное помещение. В сердцах музейщиков затеплилась надежда — не всё же время в Мамерках показывать лишь копию Янтарной комнаты (а такая у них есть), пора найти оригинал.
«Мы нашли этот лаз при помощи мощного георадара. На этом месте выросло дерево, которое не давало возможности открыть люк», — пояснял журналистам представитель музея Бартоломей Плебанчик.
Сотрудники Музея Второй мировой войны в польском городе Мамерки вскрывает подземный лаз, где предположительно может находиться Янтарная комната
Впрочем, дерево погибло напрасно: на поверку ход оказался техническим колодцем, чистым и хорошо сохранившимся. Сокровищ там нет, но музейщики унывать не собираются.
«Впереди у нас еще 199 гектаров леса. У нас есть самый современный георадар и время. Возможно, это займет год или пять лет. Но мы продолжим систематически исследовать фрагменты леса и наши поиски», — не сдается Плебанчик.
Константин Залесский обращает внимание на интересную «сезонность» поисков Янтарной комнаты в Польше — «обычно это происходит осенью или ближе к лету».
«Это всё идет для привлечения туристов. Правда, сейчас там всё закрыто (все-таки коронавирус), но в принципе такие новости нужны для оживления интереса со стороны туристов (что в Польше можно что-то найти)», — говорит «Известиям» историк.
Вероятно, как хорошо продаются «замки с привидениями», так и слухи о знаменитой находке польский злотый в бюджет добавляют.
«Это бизнес. Причем как и на уровне гмина, так и на уровне государства. Если немцы поедут в Польшу как туристы, то это хороший приток средств. Деньги от туризма прежде всего получают гмины — местная администрация. Если у них есть деньги, то у польского государства не болит голова».
Сгинула в кострах войны
В начале 2000-х британские исследователи выдвинули новую версию о том, что могло произойти с Янтарной комнатой. Изучив архивные документы, в том числе дневники и отчеты последнего хранителя комнаты Анатолия Кучумова, авторы пришли к выводу, что шедевр сгорел в одном из залов Королевского замка — пожар якобы устроили советские солдаты.
В качестве доказательства приводился разговор Кучумова с Паулем Фейерабендом — управляющим баром в бывшей камере пыток Кенигсбергского замка. Фейерабенд вспоминал, что упакованная Янтарная комната тогда находилась в Рыцарской зале.
Развалины Кенигсбергского замка
«В полдень 10 апреля, когда я покидал замок, мой ресторан был занят артиллерийскими частями Красной армии. Винный погреб и Рыцарская зала не были разрушены, однако когда я вернулся из Элбинга, где лежал в госпитале, то узнал от управляющего замком, что и зала, и ресторан сгорели дотла», — рассказывал управляющий.
Но Кучумов не включил это свидетельство в свой отчет. По версии британцев, он чувствовал за собой вину за то, что не смог спасти шедевр от фашистов, поэтому пытался поддержать «миф» об исчезновении сокровища.
Британская версия наделала много шума. На тот момент глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой назвал заявление абсурдным и опаснейшим, направленным на пересмотр истории.
В одном из интервью куратор проекта по восстановлению Янтарной комнаты Татьяна Жиркова отмечала, что, к сожалению, очень мало документальных материалов, поэтому версии продолжают появляться, бывают в том числе и совсем фантастические. Например, что немцам досталась копия Янтарной комнаты, которую изготовили по заказу Сталина, а подлинник спрятан в тайниках.
По словам Татьяны Жирковой, несмотря на множество предположений, «правдой можно считать только то, что подтверждено документально». Куратор рассказывала, что когда-то ей в руки попадались воспоминания Анатолия Кучумова, записанные его сыном, но в них не было ни слова о том, что Янтарную комнату обнаружили в 1945 году, а затем она погибла в огне.
«Странно, как можно ссылаться на дневники Кучумова, мы никогда не слышали, что они вообще каким-то образом попали за границу и где-то были обнародованы», — замечала Татьяна Жиркова.
Впрочем, версия о том, что янтарный шедевр был уничтожен, но во время бомбардировки Кенигсберга британской авиацией, также существует.
В счет уплаты долга
И если Янтарную комнату не уничтожили, то почему не могли продать? В 2018 году историк и писатель Александр Мосякин, живущий в Латвии, заявил, что после войны янтарные панели увезли в США. В качестве аргумента исследователь приводил «допрос от 2 апреля 1946 года директора ресторана «Блюдгерихт» (уже упомянутого Пауля Фейерабенда).
«По его словам, 9 апреля 1945 года янтарные панели и всё имущество Орденского зала Королевского замка оказалось в руках советских властей! По документам янтарные панели вывозили как немецкую ценность в восточный Берлин, а в 1950-м году ее передали американцам! Я полагаю, что в уплату по ленд-лизу», — рассказывал журналистам Александр Мосякин.
Янтарная комната Екатерининского дворца. Репродукция фото 1930-х годов
Исследователь отмечал, что помещение в Королевском замке было на треть меньше, чем в Царском Селе. Перед налетом союзных войск на Кенигсберг комнату разобрали, а «излишки» янтарных панелей положили повыше — именно они поплавились во время пожаров, остальное якобы уцелело.
Константин Залесский замечает, что в масштабе долгов Советского Союза по ленд-лизу стоимость Янтарной комнаты ничтожна, а продажа не оправдана: «Значение Янтарной комнаты как культурного явления значительно больше, чем эффект при ее возможной продаже».
В народе ходила и такая версия: Янтарная комната могла достаться некоему американскому миллиардеру опять же в счет уплаты долга по ленд-лизу.
«Сложно представить, что кто-то вывез Янтарную комнату, оборудовал ее на своем ранчо и никто об этом не узнал. Причем миллиардер бы уже умер, а наследники тратились на поддержание температурного режима и хороших условий только для того, чтобы никому не показывать? Чтобы даже слуга не знал и на старости лет, уволившись из этого поместья, не рассказал своему внуку, что он видел Янтарную комнату, а внук не продал эту информацию журналистам? Это что-то нереальное», — считает Константин Залесский.
Фрагмент Янтарной комнаты
Вероятно, все уже порядком подустали от бесконечных версий и предположений (а железных аргументов так и нет), но в безуспешных поисках можно отыскать и плюсы. Как рассказывал барон Эдуард фон Фальц-Фейн, который вместе с писателем Юлианом Семеновым в свое время основал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, за время работы комитета попутно удалось вернуть сотни культурных ценностей. Приводил один пример: из Баварии в СССР вернулись ценнейшие артефакты, в том числе 800 икон. Выходит, всё не зря.
Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны
Немецкий археолог-любитель утверждает, что нашел под землей две тонны драгоценных металлов, которые могли быть частью похищенной нацистами Янтарной комнаты.
Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.
История создания Янтарной комнаты
Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.
Янтарная комната в России
Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.
Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.
Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.
Восстановление Янтарной комнаты
В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.
За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.
6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.
В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.
В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.
К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».
Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.
Официальное открытие
3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.
Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.
Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;
‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%
‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;
‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.
Янтарная комната: судьба шедевра
Янтарный кабинет в 1717 был подарен Фридрихом Вильгельмом I Российскому Императору Петру I.
Король Фридрих Вильгельм I
Позднее, распаковав подарок, Петр разочаровался. Янтарный кабинет не был завершённым и состоял из частей, это была незаконченная работа. Его нельзя было использовать для отделки помещений, не хватало многих деталей. Так и не увидел Петр собранного кабинета. Многие годы панели и детали хранились в различных хозяйственных помещениях. О кабинете знали, его показывали Анне Иоанновне, но так работу никто и не закончил. Хранились панели в кладовых Камерцалмейстерской конторы при старом Летнем дворце.
Существует версия, что иногда их просто выставляли, приставив к стенам внутри помещений Зимнего дворца для любования янтарём.
Лишь в 1743 о кабинете вспомнили. Архитектор императрицы Елизаветы Петровны в Зимнем дворце Франческо Бартоломео Растрелли создавал в императорских покоях уникальный архитектурный стиль. Позднее многие его работы станут величайшими произведениями искусства в архитектуре и декоре. Он назначал и подбирал мастеров, претворял в жизнь архитектурные проекты, делал покои уникальными.
Франческо Бартоломео Растрелли
Так дело о янтарном кабинете вновь открыли. Распоряжение о его установке в Зимнем дворце получил мастер Александр Мартелли. Проведя инспекцию и составив описание кабинета, составили список его деталей и частей.
Мартелли взялся восстанавливать отпавшие детали с панелей. Он дополнял отсутствующие фрагменты новыми и собирал финальный вариант в указанном месте дворца.
Стекла доставили и поставили, в докладе императрице сказано: «Вышеперечисленные поставленные Мишелем стекла мерами и в толщине по стиле его контракта сходственны».
Четвертая рама была изготовлена в стиле героических поступков «Ея Российского императорского величества». И в 1745 году прибыла в Петербург.
Так как размеры снимали в тайне, без ведома архитектора, случилась ошибка. Доставленная рама оказалась не размерной проекту. Пришлось в скором порядке доделывать. Шесть недель мастер Яков Зур исправлял ошибку.
Императрица Елизавета Петровна
Елизавета Петровна осталась довольна презентом. Четвертая рама отличалась от остальных, со временем стили исполнения изменились, дополнения зеркалами резьбой, роспись были несколько другими. Старение янтаря также повлияло на цветовую гамму. И тем не менее многострадальный янтарный кабинет в 1746 году, через двадцать девять лет, предстал в своём прекрасном виде, единственном в мире художественным янтарным сокровищем.
В 1753 году Елизавета затеяла очередной ремонт, проводилась полная реконструкция помещений дворца, кабинет вновь разобрали.
В 1754 году реконструированный Зимний дворец предстал в новой красе. Обновлённый Янтарный кабинет смонтировали, в нем продолжились государственные приемы. Но это продлилось не долго.
Пройдет еще немного времени и он превратится в Янтарный зал.
В 1753 году после многолетних перестроек, перепланировок и различных реконструкций был возведён Царскосельский дворец (существенные изменения и перепланировки делались шесть раз). Требовались новые богатые убранства, для яркого выражения «славы всероссийской» велись отделочные работы. Императрица пожелала «убрать одну камору каменьями по всем четырём стенам».
В 1755 году начались работы по установке Янтарного зала. Помещение Царскосельского дворца было значительно больше, чем в Зимнем дворце, Растрелли добавил новые элементы.
Что изменили? Другой ритм расстановки янтарных панно, добавили еще четыре пилястры и две полупилястры. Над тремя дверями три резных десюдепорта позолоченных, картины заменили флорентийскими мозаиками из цветных камней. Мозаики-аллегории, изображавшие пять чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние».
Временно верхняя часть в промежутке от панелей до потолка была затянута холстом на подрамниках, разрисована под вид янтаря и декорирована золочеными орнаментами и скульптурами. Возле пилястр установили подсвечники, зажжённые свечи с помощью зеркал создавали невообразимый эффект. Помещение зажигалось огненно золотистым свечением, отблеск янтаря поражал своей красотой каждого присутствующего.
Мастеров торопили, императрица постоянно напоминала «О скорейшем исполнении янтарного зала».
Были в реставрационной команде и русские ученики: Герасим Козловский, Никита Савин, Александр Михайлов. Так Царское Село стало янтарной столицей России. Помимо реставрации и дополнений в янтарном зале, мастерам привозили изделия из янтаря для ремонта из дворцовых коллекций. По данным Царскосельской мастерской за четыре года она израсходовала около пятисот килограммов превосходного отборного янтаря. Работы продолжались день и ночь, при свечах, коптилках, порой приходилось получать новые задания, не закончив предыдущее.
В 1764 году в янтарном зале создали деревянный художественный паркет. Он состоял из следующих пород деревьев: «Ореховое дерево, палисандр, красный сандал, амарант, лимонное дерево, дуб и ясень».
В 1765 году в почти обновлённом зале отмечали день рождения императрицы Екатерины.
Янтарная комната, фото, 1917 год
Источники утверждают, что и при Екатерине II Янтарная комната пользовалась большим успехом. Это было её любимое место вечерних собраний.
Первый раз основательной реставрации Янтарная комната подверглась в 1830-1833 годах. Обновили позолоченные детали, восстановили недостающие отвалившиеся пластины, отремонтировали флорентийские мозаики. Со всех стен были сняты панно, пилястры, элементы декора. Это была самая дорогая её реставрация.
Янтарная комната, 30-е годы XX в.
Справка! Потолок (или плафон) янтарного зала был расписан аллегоричным рисунком, который символизировал «мудрость, оберегающую юность от соблазнов любви» (утрачена в 1941 г. в связи с разрушением Екатерининского дворца немецко-фашистскими захватчиками). Видите, как давно мастерами художниками 18 века была проявлена забота о нравственном воспитании поколений? И всё это было запечатлено на потолке самого знаменитого янтарного шедевра.
За последние почти пятьдесят лет в комнату внесли большое количество изменений, её дополнили мебелью, в витринах расположили ларцы, чаши, кубки, шахматы, сделанные из янтаря, все предметы были подарены, дабы порадовать её Величество.
В 1918 году вновь потребовался ремонт, но сложная обстановка в России не позволила это сделать.
Лишь в 1933-1935 годах И.В. Крестовским был произведена подклейка и укрепление отдельных мест облицовки.
Следующие масштабные реставрационные работы были намечены на лето 1941 года. Но им не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война, после которой Янтарная комната навсегда исчезла, и до сих пор о неё ничего не известно.
Если в начале Янтарную комнату могли собирать и реконструировать только иностранные мастера, то позднее в услугах иностранцев более не нуждались.
Мастеровая школа была на высоком уровне, а сами мастера создавали неповторимые вещи в декоре и обстановке дворцовых ансамблей.
Тяжёлый 1941 год: похищение века
Около 188 лет Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце. Её посещали, ей восхищались. На ряду с другими достоинствами и убранствами Екатерининского дворца, Янтарная комната продолжала быть в высоком почёте среди ценителей прекрасного. Это не уберегло её от похищения «другими ценителями» в 1941 году.
22 июня Гитлеровская Германия напала на Советский союз. До 17 сентября работниками музея осуществлялась эвакуация ценностей из музеев г. Пушкина. В том числе и из Екатерининского дворца. Предметы упаковывали в ящики. Это были вазы, картины фарфор, книги, статуэтки, предметы мебели, царские одежды, золочёная посуда. Ценности отправляли в эвакуационные центры. Некоторые экспонаты (статуи), которые невозможно было эвакуировать, попросту закапывали в тайниках, садах и парках. Никогда ещё сотрудники музея так не торопились, подгоняла работу нарастающая орудийная канонада. Но прежде ведь никто не определял, что эвакуировать в первую очередь? А что во вторую? Время истекало, немецко-фашистские войска с боями подходили к г. Пушкину. А ведь многие предметы еще стояли в залах дворца.
Настал черёд и Янтарной комнаты.
Сотрудники музея приступили к снятию янтарных панелей и элементов декора. Но выяснилось, что без повреждений это сделать нельзя. Янтарные плитки начали отваливаться, попытка бережного демонтажа оказалась невозможной. Необходимо длительное время и определенный план работ для снятия всех панелей, к сожалению, времени на это уже не было. Единственное, что смогли сделать, это проклеить все панели бумагой и закрыть их чехлами из ватина. Окна заколотили досками в два слоя промежуток между ними засыпали песком, как и уникальный паркет.
17 сентября сотрудники музея покинули Пушкин, оставив Янтарную комнату и другие произведения искусства. Многое пришлось оставить.
Сколько же удалось вывезти? Известно, из 42 тыс. 172 экспонатов удалось эвакуировать 12 тыс. 021, это менее 30%.
Обстановка в Екатерининском дворце 29 сентября 1941 года
Докладывают офицеры вермахта.
После осмотра офицеры искусствоведы 18 армии группы «Север», групенляйтер Пенсген и полковник Эрнст-Отто Сольмс-Лаубах постановили о сборе и эвакуации ценностей. Они и прибыли только с этой целью. Многие комнаты наспех заколотили для противодействия разграбления солдатами. В течении 36 часов Янтарную комнату и другие предметы искусства запаковали при помощи солдат транспортного батальона. По отдельным данным ценностей набралось 18 грузовиков! Все было тщательно запаковано и отправлено в Ригу. Рига являлась центром сортировки и местом временного хранения ценностей.
Все ценности вывозились и тщательно сортировались. В первую очередь для личной коллекции Гитлера, который позднее собирался создать музей всех времён и народов, а также пополнения коллекций чиновников рангом пониже. Существует оперативная картотека «Z», в которой видны масштабы хищений музейных ценностей и шедевров.
Как вывозились ценности
В материалах штаба А. Розенберга, к сожалению, места дислокации указаны не всегда. Вывоз осуществлялся через Киев, Ригу, Таллин, Вильнюс, Кенигсберг.
Сильно пострадали царские дворцы-музеи пригородов Ленинграда. Из Павловского дворца вывезено богатейшее убранство царских покоев: мебель, гобелены, паркет, книги, собрание античных монет и т.д. Из Петергофа отправлены в Германию десятки тысяч экспонатов, среди них 4 950 образцов мебели русской и западноевропейской работы ХVIII – XIX вв., фарфор той же эпохи, скульптуры, картины, библиотека. Имеются немецкие источники, свидетельствующие об основных акциях по вывозу предметов старины и редких книг из дворцов-музеев пригородов Ленинграда различными немецкими подразделениями (гражданскими и военными). Особенно впечатляет отчет группы «Ингерманланд» (доктора Вудер, Штеве, Эсер, Шпеер, фон Крузенштерн) об инспекторской поездке в ноябре 1941 г.
Данные картотеки «Z» о Янтарной комнате
Картотека «Z» оперативного штаба «Рейхслятер Розенберг», карточка: Р36 412.
Перевод текста на фото:
Царское Село, Большой Екатерининский дворец, Янтарный кабинет.
Руководитель осмотра: д-р Вундер, 3.12.41.
Янтарный кабинет из Берлинского дворца, привезенный Петром Великим в Россию. Он был демонтирован, янтарные фрагменты находятся в настоящее время в художественных собраниях Кёнигсбергского дворца.
Янтарная комната вывезена в Кёнигсберг. Существует огромное количество публикаций на тему ценностей, музейных сокровищ, вывезенных нацистами из Советского Союза. Но если не разбираться в деталях, то сразу и не понять масштабы грабежа.
В этих цифрах отражена вся деятельность нацистских организаций, занимавшихся хищениями из музеев Советского союза.
Вот еще: «Оперативному штабу Розенберга для вывоза ценностей из музеев Советского Союза понадобилось 1 тыс. 418 железнодорожных вагонов. Морским путем было переправлено ценностей общим весом 427 тонн.»
Создан сводный каталог похищенных музейных ценностей и он составил 39 томов. В них обозначены более одного миллиона предметов искусства.
Вернёмся к Янтарной комнате.
Наряду с другими сокровищами, она прибыла на новое место. Нельзя сказать, что прибыла целой, или что по дороге ничего не пропало. И всё же её доставили в Кёнигсберг.
Любитель янтаря и фанатик янтарных произведений искусства Альфред Роде опубликовал новость о Янтарной комнате в журнале «Пантеон». Некоторые фотографии были опубликованы в 1942 году. Альфред Роде находился «рядом с Янтарной комнатой» до весны 1945 года.
Фрагмент публикации о Янтарной комнате в Кёнигсберге
Версии, догадки, тайны
Полный состав фрагментов Янтарной комнаты, похищенных нацистами во время Великой Отечественной войны:
Панели нижнего ряда:
Постаменты под пилястры:
Мозаичные заполнения между пилястрами на северной и южной стенах:
Угловые мозаичные заполнения:
Данные приведены по обмерам автора проекта воссоздания Екатерининского дворца архитектора А. А. Кедринского.
Вместе с янтарными панелями были похищены:
Суммарно это примерно 450 кг янтаря, 4 флорентийские мозаики, около 2 тонн золота, подсвечники пилястры и зеркала.
Любопытные свидетельства. Состав элементов Янтарной комнаты, прибывшей в Кенигсберг в ноябре 1941 года, можно было бы узнать из дарственной книги, найденной 25 апреля 1945 года в одной из комнат первого этажа южной части Орденского замка Кенигсберга. Вот как об этом говорится в акте, составленном комиссией, в которую входили: профессор Д. Д. Иваненко, старший инструктор политотдела 50-й армии майор И. Д. Кролик и военный переводчик лейтенант В. И. Малахов: «. В одной из сравнительно сохранившихся комнат замка обнаружена дарственная книга художественного отдела замка-музея, содержащая инвентаризационную опись различных предметов, принадлежащих к собраниям музеев. На странице 141 под номером 200 от 5 декабря 1941 года в дарственную книгу занесена Янтарная комната из Царского Села, насчитывающая 143 предмета: зеркала, консольные столики (в составе Янтарной комнаты был всего один консольный столик). Стенные панели, а также три ящика с янтарем. Запись произведена чернилами. Кроме того, в книге имеется специальный вкладыш, отпечатанный на пишущей машинке и представляющий из себя акт на прием Янтарной комнаты от Государственного управления по делам музеев, также содержащий описание Янтарной комнаты. Подпись принявшего сделана чернилами и неразборчива. Другие следы похищенной немцами Янтарной комнаты из Царского Села установить не удалось. Подписи».
Мы примерно знаем некоторые эпизоды. Теперь зададим несколько главных вопросов:
Разберемся во всем по порядку.
Кто проводил розыски Янтарной комнаты
Сразу же после штурма Кенигсберга, в середине апреля 1945 года, в руинированный фронтовой город приехало несколько поисковых групп — из Москвы, Воронежа, Вильнюса и Ленинграда. Естественно, они не имели никаких сведений о Янтарной комнате, кроме тех, что она до войны находилась в Екатерининском дворце города Пушкина. К сожалению, искателей не координировал и не контролировал какой-либо центр, они не имели соответствующих прав и полномочий, минимального технического и транспортного оснащения, да и состав их оставлял желать лучшего. Они были разобщены, не имели навыков поисковой работы и ее документирования. Все это привело к бессистемности, параллелизму и многократному повторению пройденного другими, а поисковая деятельность всецело зависела от «доброты» и возможностей местных комендатур.
И все же они работали и даже в таких условиях находили большое количество культурных ценностей, в том числе и из оккупированных областей СССР. Большинство из найденного оценивалось не по шкале художественного мастерства авторов произведений, а ящиками, тюками, мешками, рулонами, вагонами или вообще безымянными единицами. Документирование находок почти не проводилось.
Обнаруженные художественные ценности перед отправкой в СССР
Впервые вопрос о местонахождении Янтарной комнаты в Кенигсберге поднял сотрудник московского Исторического музея профессор А. Я. Брюсов. Он работал в составе поисковой бригады от Комитета по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР под руководством Т. А. Беляевой. В составе его группы находился доктор Альфред Роде, которому удалось убедить профессора в гибели комнаты при пожаре. Летом 1945 года поиски не проводились. В последующие годы поиском только Янтарной комнаты также никто не занимался. Задача ставилась шире — поиск Янтарной комнаты и других культурных ценностей, утраченных в годы войны.
Перечень комиссий, экспедиций и групп, занимавшихся поисковой деятельностью (Поиски Янтарной комнаты) в 1945-1960 гг.:
Как видно из этого списка, ценности искали.
С 1961 по 1967 год организованных поисков Янтарной комнаты и других ценностей на территории Калининградской области не проводилось.
Первые материальные фрагменты Янтарной комнаты были обнаружены А. М. Кучумовым и С. В. Трончинским в руинах Орденского замка Кенигсберга в апреле 1946 года. Ими оказались обесцветившиеся от высокой температуры и обгоревшие флорентийские мозаики — как теперь стало известно, «Слух», «Вкус» и «Зрение». Эти находки не явились убедительным доказательством того, что она сгорела. Мозаики были сложены отдельно и имели съемные приспособления. Других следов гибели Янтарной комнаты в огне пожара обнаружено не было.
Руины Королевского замка
Распоряжением Совета Министров РСФСР № 526р от 11 марта 1967 года была образована комиссия по розыску Янтарной комнаты и других ценностей, похищенных гитлеровцами из советских музеев. В состав комиссии вошли представители Министерства культуры РСФСР, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР, Калининградского облисполкома и командования калининградского гарнизона. Председателем комиссии был назначен заместитель министра культуры РСФСР В.М. Стриганов. Во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР, приказом Министра культуры РСФСР № 161 от 15 марта 1967 года была создана рабочая группа по организации поисков Янтарной комнаты и других ценностей. Рабочая группа вела свои исследования в Калининграде с 17 по 26 марта 1967 года. В ее докладной записке был дан анализ работы предшествующих комиссий, групп и бригад. При этом отмечалось, что «. поиски Янтарной комнаты и других ценностей велись бессистемно, непланово, без надлежащей научной и технической базы, поверхностно, кустарно и разрозненно. Эти работы напоминали больше кладоискательство, а не целеустремленную работу по нахождению и возвращению советскому народу похищенных у него во время войны национальных сокровищ. »
Поиски культурных ценностей в Калининграде
Поздно обратили внимание на необходимость создания профессионального подразделения по розыску ценностей.
Со временем не стало многих свидетелей, очевидцев, участников тех далеких событий.
Интенсивная застройка до неузнаваемости меняла город и скрывала вероятные места тайников.
Проседали и разрушались подвалы, полуразрушенные здания, затягивался земляной покров растительностью в местах вероятных тайников.
Властные структуры не использовали время нахождения на территории немецкого населения, а ведь некоторым из них удалось прожить в области до 50-х годов.
Секретность региона и делопроизводства тоже сыграли свою отрицательную роль. Сколько в спецхранах документов? Сколько описей трофейных послевоенных команд? Кто их составлял? Где они теперь? Когда их рассекретят? Что в этих описях перечислено?
Закрытая Калининградская область также стала причиной некоторых неудач, таких как запрет на пребывание в городе и области иностранных граждан, которые могли бы пролить свет и о многом рассказать.
Закрытые иностранные архивы и напряжённая политическая обстановка в мире не позволила продолжить работу с иностранными источниками сведений, которые могли быть полезны в некоторых вопросах.
В добавок вездесущая низкая зарплата сотрудников экспедиции, слабая оснащенность, частая текучка кадров не способствовали продвижению дела.
Единственным существенным плюсом экспедиции был обязательный профессиональный документооборот и делопроизводство. Хотя бы кто-то зафиксировал и предпринял попытку вести архив и документировать версии и информацию от заявителей. Тысячи листков, где-то напечатанных на пишущей машинке, где-то от руки. Схемы, чертежи, данные о объектах, письма свидетелей и даже длительная переписка. На многие места выезжали на рекогносцировку с фотофиксацией объектов. Всё смогли задокументировать, разделить по папкам и сохранить. Огромная работа была проделана, но, к сожалению, это всё, что можно сказать.
Другие версии
Почему при обнаружении обгорелых остатков якобы флорентийских мозаик из Янтарной комнаты, разбросанной мебели, сломанных нескольких картин мы не можем предположить, что её уничтожили, она сгорела, её разрушили? Вот почему? Пепел на анализ никто там не брал, досконально стены и пол тоже не проверяли. Во всяком случае, ни одного документа на этот счет нет. Какие-то обгорелые дверные петли или похожие на них элементы не говорят о том, что комната не могла сгореть. Но почему она не могла сгореть? Эту версию не опровергли, но и не подтвердили.
Что мы имеем: кучу разрозненных показаний, в каждом из которых фигурирует Янтарная комната.
Первые поисковые бригады смогли собрать огромное количество ценных предметов и вернуть их в Советский Союз. Значит, есть вероятность того, что специалисты могли видеть разбитые детали, какие-либо предметы из Янтарной комнаты, которые не смогли спрятать или вывезти нацисты. Может видели, но не знали? Или даже не смотрели? Одни вопросы, и они без ответов.
Такова длинная и многогранная судьба Янтарной комнаты.
Напоследок пара интересных сведений. За последние четыре десятилетия некоторые отдельные части из обстановки Янтарной комнаты были обнаружены на территории Германии. Они были похищены до её появления в Кёнигсберге. Но это уже совсем другая история.
Лица которые принимали участие в судьбе Янтарной комнаты:
Источники: