янтарная комната что это такое

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Янтарная комната в России

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Источник

Янтарная комната: судьба шедевра

Янтарный кабинет в 1717 был подарен Фридрихом Вильгельмом I Российскому Императору Петру I.

bl 076

bl 070

bl 073

Король Фридрих Вильгельм I

Позднее, распаковав подарок, Петр разочаровался. Янтарный кабинет не был завершённым и состоял из частей, это была незаконченная работа. Его нельзя было использовать для отделки помещений, не хватало многих деталей. Так и не увидел Петр собранного кабинета. Многие годы панели и детали хранились в различных хозяйственных помещениях. О кабинете знали, его показывали Анне Иоанновне, но так работу никто и не закончил. Хранились панели в кладовых Камерцалмейстерской конторы при старом Летнем дворце.

Существует версия, что иногда их просто выставляли, приставив к стенам внутри помещений Зимнего дворца для любования янтарём.

Лишь в 1743 о кабинете вспомнили. Архитектор императрицы Елизаветы Петровны в Зимнем дворце Франческо Бартоломео Растрелли создавал в императорских покоях уникальный архитектурный стиль. Позднее многие его работы станут величайшими произведениями искусства в архитектуре и декоре. Он назначал и подбирал мастеров, претворял в жизнь архитектурные проекты, делал покои уникальными.

bl 069

Франческо Бартоломео Растрелли

Так дело о янтарном кабинете вновь открыли. Распоряжение о его установке в Зимнем дворце получил мастер Александр Мартелли. Проведя инспекцию и составив описание кабинета, составили список его деталей и частей.

bl 079

Мартелли взялся восстанавливать отпавшие детали с панелей. Он дополнял отсутствующие фрагменты новыми и собирал финальный вариант в указанном месте дворца.

Стекла доставили и поставили, в докладе императрице сказано: «Вышеперечисленные поставленные Мишелем стекла мерами и в толщине по стиле его контракта сходственны».

bl 074

Четвертая рама была изготовлена в стиле героических поступков «Ея Российского императорского величества». И в 1745 году прибыла в Петербург.

Так как размеры снимали в тайне, без ведома архитектора, случилась ошибка. Доставленная рама оказалась не размерной проекту. Пришлось в скором порядке доделывать. Шесть недель мастер Яков Зур исправлял ошибку.

bl 078

Императрица Елизавета Петровна

Елизавета Петровна осталась довольна презентом. Четвертая рама отличалась от остальных, со временем стили исполнения изменились, дополнения зеркалами резьбой, роспись были несколько другими. Старение янтаря также повлияло на цветовую гамму. И тем не менее многострадальный янтарный кабинет в 1746 году, через двадцать девять лет, предстал в своём прекрасном виде, единственном в мире художественным янтарным сокровищем.

В 1753 году Елизавета затеяла очередной ремонт, проводилась полная реконструкция помещений дворца, кабинет вновь разобрали.

В 1754 году реконструированный Зимний дворец предстал в новой красе. Обновлённый Янтарный кабинет смонтировали, в нем продолжились государственные приемы. Но это продлилось не долго.

Пройдет еще немного времени и он превратится в Янтарный зал.

В 1753 году после многолетних перестроек, перепланировок и различных реконструкций был возведён Царскосельский дворец (существенные изменения и перепланировки делались шесть раз). Требовались новые богатые убранства, для яркого выражения «славы всероссийской» велись отделочные работы. Императрица пожелала «убрать одну камору каменьями по всем четырём стенам».

bl 080

В 1755 году начались работы по установке Янтарного зала. Помещение Царскосельского дворца было значительно больше, чем в Зимнем дворце, Растрелли добавил новые элементы.

Что изменили? Другой ритм расстановки янтарных панно, добавили еще четыре пилястры и две полупилястры. Над тремя дверями три резных десюдепорта позолоченных, картины заменили флорентийскими мозаиками из цветных камней. Мозаики-аллегории, изображавшие пять чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние».

bl 066

Временно верхняя часть в промежутке от панелей до потолка была затянута холстом на подрамниках, разрисована под вид янтаря и декорирована золочеными орнаментами и скульптурами. Возле пилястр установили подсвечники, зажжённые свечи с помощью зеркал создавали невообразимый эффект. Помещение зажигалось огненно золотистым свечением, отблеск янтаря поражал своей красотой каждого присутствующего.

Мастеров торопили, императрица постоянно напоминала «О скорейшем исполнении янтарного зала».

Были в реставрационной команде и русские ученики: Герасим Козловский, Никита Савин, Александр Михайлов. Так Царское Село стало янтарной столицей России. Помимо реставрации и дополнений в янтарном зале, мастерам привозили изделия из янтаря для ремонта из дворцовых коллекций. По данным Царскосельской мастерской за четыре года она израсходовала около пятисот килограммов превосходного отборного янтаря. Работы продолжались день и ночь, при свечах, коптилках, порой приходилось получать новые задания, не закончив предыдущее.

В 1764 году в янтарном зале создали деревянный художественный паркет. Он состоял из следующих пород деревьев: «Ореховое дерево, палисандр, красный сандал, амарант, лимонное дерево, дуб и ясень».

В 1765 году в почти обновлённом зале отмечали день рождения императрицы Екатерины.

bl 065

Янтарная комната, фото, 1917 год

Источники утверждают, что и при Екатерине II Янтарная комната пользовалась большим успехом. Это было её любимое место вечерних собраний.

Первый раз основательной реставрации Янтарная комната подверглась в 1830-1833 годах. Обновили позолоченные детали, восстановили недостающие отвалившиеся пластины, отремонтировали флорентийские мозаики. Со всех стен были сняты панно, пилястры, элементы декора. Это была самая дорогая её реставрация.

bl 067

Янтарная комната, 30-е годы XX в.

Справка! Потолок (или плафон) янтарного зала был расписан аллегоричным рисунком, который символизировал «мудрость, оберегающую юность от соблазнов любви» (утрачена в 1941 г. в связи с разрушением Екатерининского дворца немецко-фашистскими захватчиками). Видите, как давно мастерами художниками 18 века была проявлена забота о нравственном воспитании поколений? И всё это было запечатлено на потолке самого знаменитого янтарного шедевра.

За последние почти пятьдесят лет в комнату внесли большое количество изменений, её дополнили мебелью, в витринах расположили ларцы, чаши, кубки, шахматы, сделанные из янтаря, все предметы были подарены, дабы порадовать её Величество.

В 1918 году вновь потребовался ремонт, но сложная обстановка в России не позволила это сделать.

Лишь в 1933-1935 годах И.В. Крестовским был произведена подклейка и укрепление отдельных мест облицовки.

bl 075

Следующие масштабные реставрационные работы были намечены на лето 1941 года. Но им не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война, после которой Янтарная комната навсегда исчезла, и до сих пор о неё ничего не известно.

Если в начале Янтарную комнату могли собирать и реконструировать только иностранные мастера, то позднее в услугах иностранцев более не нуждались.

Мастеровая школа была на высоком уровне, а сами мастера создавали неповторимые вещи в декоре и обстановке дворцовых ансамблей.

Тяжёлый 1941 год: похищение века

Около 188 лет Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце. Её посещали, ей восхищались. На ряду с другими достоинствами и убранствами Екатерининского дворца, Янтарная комната продолжала быть в высоком почёте среди ценителей прекрасного. Это не уберегло её от похищения «другими ценителями» в 1941 году.

bl 071

22 июня Гитлеровская Германия напала на Советский союз. До 17 сентября работниками музея осуществлялась эвакуация ценностей из музеев г. Пушкина. В том числе и из Екатерининского дворца. Предметы упаковывали в ящики. Это были вазы, картины фарфор, книги, статуэтки, предметы мебели, царские одежды, золочёная посуда. Ценности отправляли в эвакуационные центры. Некоторые экспонаты (статуи), которые невозможно было эвакуировать, попросту закапывали в тайниках, садах и парках. Никогда ещё сотрудники музея так не торопились, подгоняла работу нарастающая орудийная канонада. Но прежде ведь никто не определял, что эвакуировать в первую очередь? А что во вторую? Время истекало, немецко-фашистские войска с боями подходили к г. Пушкину. А ведь многие предметы еще стояли в залах дворца.

Настал черёд и Янтарной комнаты.

Сотрудники музея приступили к снятию янтарных панелей и элементов декора. Но выяснилось, что без повреждений это сделать нельзя. Янтарные плитки начали отваливаться, попытка бережного демонтажа оказалась невозможной. Необходимо длительное время и определенный план работ для снятия всех панелей, к сожалению, времени на это уже не было. Единственное, что смогли сделать, это проклеить все панели бумагой и закрыть их чехлами из ватина. Окна заколотили досками в два слоя промежуток между ними засыпали песком, как и уникальный паркет.

17 сентября сотрудники музея покинули Пушкин, оставив Янтарную комнату и другие произведения искусства. Многое пришлось оставить.

Сколько же удалось вывезти? Известно, из 42 тыс. 172 экспонатов удалось эвакуировать 12 тыс. 021, это менее 30%.

Обстановка в Екатерининском дворце 29 сентября 1941 года

Докладывают офицеры вермахта.

bl 072

bl 081

После осмотра офицеры искусствоведы 18 армии группы «Север», групенляйтер Пенсген и полковник Эрнст-Отто Сольмс-Лаубах постановили о сборе и эвакуации ценностей. Они и прибыли только с этой целью. Многие комнаты наспех заколотили для противодействия разграбления солдатами. В течении 36 часов Янтарную комнату и другие предметы искусства запаковали при помощи солдат транспортного батальона. По отдельным данным ценностей набралось 18 грузовиков! Все было тщательно запаковано и отправлено в Ригу. Рига являлась центром сортировки и местом временного хранения ценностей.

Все ценности вывозились и тщательно сортировались. В первую очередь для личной коллекции Гитлера, который позднее собирался создать музей всех времён и народов, а также пополнения коллекций чиновников рангом пониже. Существует оперативная картотека «Z», в которой видны масштабы хищений музейных ценностей и шедевров.

Как вывозились ценности

bl 083

В материалах штаба А. Розенберга, к сожалению, места дислокации указаны не всегда. Вывоз осуществлялся через Киев, Ригу, Таллин, Вильнюс, Кенигсберг.

Сильно пострадали царские дворцы-музеи пригородов Ленинграда. Из Павловского дворца вывезено богатейшее убранство царских покоев: мебель, гобелены, паркет, книги, собрание античных монет и т.д. Из Петергофа отправлены в Германию десятки тысяч экспонатов, среди них 4 950 образцов мебели русской и западноевропейской работы ХVIII – XIX вв., фарфор той же эпохи, скульптуры, картины, библиотека. Имеются немецкие источники, свидетельствующие об основных акциях по вывозу предметов старины и редких книг из дворцов-музеев пригородов Ленинграда различными немецкими подразделениями (гражданскими и военными). Особенно впечатляет отчет группы «Ингерманланд» (доктора Вудер, Штеве, Эсер, Шпеер, фон Крузенштерн) об инспекторской поездке в ноябре 1941 г.

Данные картотеки «Z» о Янтарной комнате

bl 082

Картотека «Z» оперативного штаба «Рейхслятер Розенберг», карточка: Р36 412.

Перевод текста на фото:

Царское Село, Большой Екатерининский дворец, Янтарный кабинет.

Руководитель осмотра: д-р Вундер, 3.12.41.

Янтарный кабинет из Берлинского дворца, привезенный Петром Великим в Россию. Он был демонтирован, янтарные фрагменты находятся в настоящее время в художественных собраниях Кёнигсбергского дворца.

Янтарная комната вывезена в Кёнигсберг. Существует огромное количество публикаций на тему ценностей, музейных сокровищ, вывезенных нацистами из Советского Союза. Но если не разбираться в деталях, то сразу и не понять масштабы грабежа.

В этих цифрах отражена вся деятельность нацистских организаций, занимавшихся хищениями из музеев Советского союза.

Вот еще: «Оперативному штабу Розенберга для вывоза ценностей из музеев Советского Союза понадобилось 1 тыс. 418 железнодорожных вагонов. Морским путем было переправлено ценностей общим весом 427 тонн.»

Создан сводный каталог похищенных музейных ценностей и он составил 39 томов. В них обозначены более одного миллиона предметов искусства.

Вернёмся к Янтарной комнате.

Наряду с другими сокровищами, она прибыла на новое место. Нельзя сказать, что прибыла целой, или что по дороге ничего не пропало. И всё же её доставили в Кёнигсберг.

Любитель янтаря и фанатик янтарных произведений искусства Альфред Роде опубликовал новость о Янтарной комнате в журнале «Пантеон». Некоторые фотографии были опубликованы в 1942 году. Альфред Роде находился «рядом с Янтарной комнатой» до весны 1945 года.

bl 086

Фрагмент публикации о Янтарной комнате в Кёнигсберге

Версии, догадки, тайны

Полный состав фрагментов Янтарной комнаты, похищенных нацистами во время Великой Отечественной войны:

bl 077

Панели нижнего ряда:

Постаменты под пилястры:

Мозаичные заполнения между пилястрами на северной и южной стенах:

Угловые мозаичные заполнения:

Данные приведены по обмерам автора проекта воссоздания Екатерининского дворца архитектора А. А. Кедринского.

Вместе с янтарными панелями были похищены:

Суммарно это примерно 450 кг янтаря, 4 флорентийские мозаики, около 2 тонн золота, подсвечники пилястры и зеркала.

Любопытные свидетельства. Состав элементов Янтарной комнаты, прибывшей в Кенигсберг в ноябре 1941 года, можно было бы узнать из дарственной книги, найденной 25 апреля 1945 года в одной из комнат первого этажа южной части Орденского замка Кенигсберга. Вот как об этом говорится в акте, составленном комиссией, в которую входили: профессор Д. Д. Иваненко, старший инструктор политотдела 50-й армии майор И. Д. Кролик и военный переводчик лейтенант В. И. Малахов: «. В одной из сравнительно сохранившихся комнат замка обнаружена дарственная книга художественного отдела замка-музея, содержащая инвентаризационную опись различных предметов, принадлежащих к собраниям музеев. На странице 141 под номером 200 от 5 декабря 1941 года в дарственную книгу занесена Янтарная комната из Царского Села, насчитывающая 143 предмета: зеркала, консольные столики (в составе Янтарной комнаты был всего один консольный столик). Стенные панели, а также три ящика с янтарем. Запись произведена чернилами. Кроме того, в книге имеется специальный вкладыш, отпечатанный на пишущей машинке и представляющий из себя акт на прием Янтарной комнаты от Государственного управления по делам музеев, также содержащий описание Янтарной комнаты. Подпись принявшего сделана чернилами и неразборчива. Другие следы похищенной немцами Янтарной комнаты из Царского Села установить не удалось. Подписи».

Мы примерно знаем некоторые эпизоды. Теперь зададим несколько главных вопросов:

Разберемся во всем по порядку.

Кто проводил розыски Янтарной комнаты

Сразу же после штурма Кенигсберга, в середине апреля 1945 года, в руинированный фронтовой город приехало несколько поисковых групп — из Москвы, Воронежа, Вильнюса и Ленинграда. Естественно, они не имели никаких сведений о Янтарной комнате, кроме тех, что она до войны находилась в Екатерининском дворце города Пушкина. К сожалению, искателей не координировал и не контролировал какой-либо центр, они не имели соответствующих прав и полномочий, минимального технического и транспортного оснащения, да и состав их оставлял желать лучшего. Они были разобщены, не имели навыков поисковой работы и ее документирования. Все это привело к бессистемности, параллелизму и многократному повторению пройденного другими, а поисковая деятельность всецело зависела от «доброты» и возможностей местных комендатур.

И все же они работали и даже в таких условиях находили большое количество культурных ценностей, в том числе и из оккупированных областей СССР. Большинство из найденного оценивалось не по шкале художественного мастерства авторов произведений, а ящиками, тюками, мешками, рулонами, вагонами или вообще безымянными единицами. Документирование находок почти не проводилось.

bl 468

Обнаруженные художественные ценности перед отправкой в СССР

Впервые вопрос о местонахождении Янтарной комнаты в Кенигсберге поднял сотрудник московского Исторического музея профессор А. Я. Брюсов. Он работал в составе поисковой бригады от Комитета по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР под руководством Т. А. Беляевой. В составе его группы находился доктор Альфред Роде, которому удалось убедить профессора в гибели комнаты при пожаре. Летом 1945 года поиски не проводились. В последующие годы поиском только Янтарной комнаты также никто не занимался. Задача ставилась шире — поиск Янтарной комнаты и других культурных ценностей, утраченных в годы войны.

Перечень комиссий, экспедиций и групп, занимавшихся поисковой деятельностью (Поиски Янтарной комнаты) в 1945-1960 гг.:

Как видно из этого списка, ценности искали.

С 1961 по 1967 год организованных поисков Янтарной комнаты и других ценностей на территории Калининградской области не проводилось.

Первые материальные фрагменты Янтарной комнаты были обнаружены А. М. Кучумовым и С. В. Трончинским в руинах Орденского замка Кенигсберга в апреле 1946 года. Ими оказались обесцветившиеся от высокой температуры и обгоревшие флорентийские мозаики — как теперь стало известно, «Слух», «Вкус» и «Зрение». Эти находки не явились убедительным доказательством того, что она сгорела. Мозаики были сложены отдельно и имели съемные приспособления. Других следов гибели Янтарной комнаты в огне пожара обнаружено не было.

bl 068

Руины Королевского замка

Распоряжением Совета Министров РСФСР № 526р от 11 марта 1967 года была образована комиссия по розыску Янтарной комнаты и других ценностей, похищенных гитлеровцами из советских музеев. В состав комиссии вошли представители Министерства культуры РСФСР, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР, Калининградского облисполкома и командования калининградского гарнизона. Председателем комиссии был назначен заместитель министра культуры РСФСР В.М. Стриганов. Во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР, приказом Министра культуры РСФСР № 161 от 15 марта 1967 года была создана рабочая группа по организации поисков Янтарной комнаты и других ценностей. Рабочая группа вела свои исследования в Калининграде с 17 по 26 марта 1967 года. В ее докладной записке был дан анализ работы предшествующих комиссий, групп и бригад. При этом отмечалось, что «. поиски Янтарной комнаты и других ценностей велись бессистемно, непланово, без надлежащей научной и технической базы, поверхностно, кустарно и разрозненно. Эти работы напоминали больше кладоискательство, а не целеустремленную работу по нахождению и возвращению советскому народу похищенных у него во время войны национальных сокровищ. »

bl 084

Поиски культурных ценностей в Калининграде

Поздно обратили внимание на необходимость создания профессионального подразделения по розыску ценностей.

Со временем не стало многих свидетелей, очевидцев, участников тех далеких событий.

Интенсивная застройка до неузнаваемости меняла город и скрывала вероятные места тайников.

Проседали и разрушались подвалы, полуразрушенные здания, затягивался земляной покров растительностью в местах вероятных тайников.

Властные структуры не использовали время нахождения на территории немецкого населения, а ведь некоторым из них удалось прожить в области до 50-х годов.

Секретность региона и делопроизводства тоже сыграли свою отрицательную роль. Сколько в спецхранах документов? Сколько описей трофейных послевоенных команд? Кто их составлял? Где они теперь? Когда их рассекретят? Что в этих описях перечислено?

Закрытая Калининградская область также стала причиной некоторых неудач, таких как запрет на пребывание в городе и области иностранных граждан, которые могли бы пролить свет и о многом рассказать.

Закрытые иностранные архивы и напряжённая политическая обстановка в мире не позволила продолжить работу с иностранными источниками сведений, которые могли быть полезны в некоторых вопросах.

В добавок вездесущая низкая зарплата сотрудников экспедиции, слабая оснащенность, частая текучка кадров не способствовали продвижению дела.

Единственным существенным плюсом экспедиции был обязательный профессиональный документооборот и делопроизводство. Хотя бы кто-то зафиксировал и предпринял попытку вести архив и документировать версии и информацию от заявителей. Тысячи листков, где-то напечатанных на пишущей машинке, где-то от руки. Схемы, чертежи, данные о объектах, письма свидетелей и даже длительная переписка. На многие места выезжали на рекогносцировку с фотофиксацией объектов. Всё смогли задокументировать, разделить по папкам и сохранить. Огромная работа была проделана, но, к сожалению, это всё, что можно сказать.

Другие версии

Почему при обнаружении обгорелых остатков якобы флорентийских мозаик из Янтарной комнаты, разбросанной мебели, сломанных нескольких картин мы не можем предположить, что её уничтожили, она сгорела, её разрушили? Вот почему? Пепел на анализ никто там не брал, досконально стены и пол тоже не проверяли. Во всяком случае, ни одного документа на этот счет нет. Какие-то обгорелые дверные петли или похожие на них элементы не говорят о том, что комната не могла сгореть. Но почему она не могла сгореть? Эту версию не опровергли, но и не подтвердили.

Что мы имеем: кучу разрозненных показаний, в каждом из которых фигурирует Янтарная комната.

Первые поисковые бригады смогли собрать огромное количество ценных предметов и вернуть их в Советский Союз. Значит, есть вероятность того, что специалисты могли видеть разбитые детали, какие-либо предметы из Янтарной комнаты, которые не смогли спрятать или вывезти нацисты. Может видели, но не знали? Или даже не смотрели? Одни вопросы, и они без ответов.

Такова длинная и многогранная судьба Янтарной комнаты.

Напоследок пара интересных сведений. За последние четыре десятилетия некоторые отдельные части из обстановки Янтарной комнаты были обнаружены на территории Германии. Они были похищены до её появления в Кёнигсберге. Но это уже совсем другая история.

Лица которые принимали участие в судьбе Янтарной комнаты:

Источники:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector