Негласное оперативно розыскное мероприятие это

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды.

2.1.Понятие и система оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскное мероприятие – это оперативно-розыскное действие сотрудников оперативно-розыскных органов, осуществляемое в гласной или негласной форме для достижения результатов оперативно-розыскной деятельности, Перечень оперативно-розыскных мероприятий указан в ст.6 закона об оперативно-розыскной деятельности и включает в себя: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Наведение справок – это сбор сведений о лице, причастном к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации обо всех сторонах жизни лица. Полученные результаты (документы) оформляются рапортом и передаются по назначению – органам предварительного расследования или в суд.

2.3.Сбор образцов для сравнительного исследования

Сбор образцов для сравнительного исследования это получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего сравнения с имеющимися аналогами путем изъятия указанных объектов. Изъятие объектов может осуществляться гласно или негласно различными способами, в том числе фотографированием, звуко- или видеозаписью, дактилоскопированием, проверочной закупкой и т.д. Полученные образцы оформляются рапортом или справкой и передаются для исследования.

2.4.Исследование предметов и документов

Это криминалистическое не процессуальное исследование объектов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Результаты исследования оформляются справкой и могут быть основанием для проведения судебной экспертизы.

Проверочная закупка используется как один из способов сбора образцов для сравнительного исследования, и как самостоятельное мероприятие, подтверждающее приобретение у лица предметов или веществ, образующее факт конкретного правонарушения. Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в негласной или зашифрованной форме. Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя, с последующим объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии. Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия, а по результатам закупки составляется справка.

Наблюдение это негласное слежение за лицом, подозреваемым в преступной деятельности. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может включать в себя фиксацию перемещений и разговоров подозреваемого. При наблюдении в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица. Организация наблюдения связана с дополнительными обременениями. Оно может осуществляться только по решению руководителя оперативного органа субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет.

Это не процессуальный способ установления лиц, причастных к преступной деятельности. Отождествление личности может осуществляться различными способами: 1) с использованием служебно-розыскной собаки, опознающей по запаху; 2) с участием очевидцев, в процессе поиска лица в местах его вероятного появления; 3) с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических базах учета; 4) визуальное отождествление лица пострадавшим или очевидцем и др. Результаты отождествления оформляются рапортом сотрудника, проводившего это действие. При проведение отождествления подозреваемого пострадавшим или очевидцем, участие последних в опознании этого же подозреваемого при производстве по делу, не возможно.

2.8.Обследование помещений и местности

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступлений. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования.

2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Это получение информации о деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений (перлюстрация – это вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата). Контролю подвергается корреспонденция, поступающая на конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого мероприятия допускается только на основании судебного решения. Цензура корреспонденции осужденных – это разновидность контроля почтовых отправлений. Она представляет собой организуемый согласно уголовно-исполнительному законодательству контроль за корреспонденцией осужденных.

2.10. Прослушивание телефонных переговоров

2.11. Съем информации с технических каналов связи

Это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

2.12. Оперативное внедрение

Это внедрение штатного негласного оперативного сотрудника или лица, оказывающего содействие органам ОРД на конфиденциальной основе, в организованную преступную группу, с целью получения информации о деятельности группы и ее участников. Внедренный сотрудник для установления доверительных отношений с членами группы вправе имитировать преступную деятельность при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

2.13. Контролируемая поставка

Это осуществляемое перемещение товаров и предметов под контролем оперативно-розыскных органов, в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.

2.14. Оперативный эксперимент

5.1.Судебный контроль за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

· о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

5.2.Гарантия профессиональной тайны

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

5.3.Гарантии лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 22467 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понятие, элементы и классификация оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных организационных действий, которые позволяют решать конкретные тактические задачи.

Под организационными действиями понимаются элементы управленческих действий, включающих планирование, подготовку, проведение конкретных ОРМ, оптимальную реализацию принятия решения по результатам их проведения. При этом ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и соответственно выступают организационно-тактической формой осуществления ОРД.

Оперативно-розыскные мероприятия — это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными субъектами совокупность действий, которые основаны на применении гласных и негласных средств, направленных на выявление фактических данных, необходимых для решения конкретных тактических задач.

Основаниями для проведения ОРМ согласно ст. 7 Закона об ОРД являются:

Отличительными признаками ОРМ являются:

Оперативно-розыскные действия составляют внутреннее содержание ОРМ. Указанные действия могут быть разделены на основные и вспомогательные.

Основные действия направлены на получение информации по установлению и изобличению всех участников подготавливаемого, совершаемого и совершенного преступления.

Вспомогательные действия только создают условия, необходимые дня достижения поставленной цели. К ним относятся:

ОРМ проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД.

В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официальным путем (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. В то же время должностное лицо или гражданин, содействующие проведению ОРД, могут осуществлять свои правомочия негласным путем. Необходимость проведения негласных ОРМ обусловлена тем, что пресечь и раскрыть некоторые тяжкие преступления при помощи только уголовно-процессуальных средств и гласных мер административного характера практически невозможно.

Рассматривая ОРМ с позиции системного подхода, можно выделить в нем следующие взаимосвязанные элементы: 1) объект; 2) цель; 3) содержание; 4) субъекты его проведения; 5) комплекс организационных приемов, повышающих его эффективность; 6) информационно-техническое обеспечение; 7) оформление результатов.

Объектами ОРМ являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступление, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и без вести пропавшие. Кроме того, к числу объектов, на которые направлена ОРД, относятся со криминальные события и явления, которые могут содержать фактические данные о подозреваемом лице, а также места концентрации криминального контингента.

Наряду с этим в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД обозначен довольно специфический круг объектов, сбор сведений о которых необходим для профилактических целей. В их число входят:

Цель ОРМ — прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено. Достижение цеди осуществляется посредством сбора конкретной информации для решения общих (ст. 2 Закона об ОРД) и частных задач.

Решение частных задач может включать в себя получение сведений о криминальных связях подозреваемого, местах сбыта похищенного, приобретении орудий преступления, определение направлений оперативно-розыскной профилактики, установление граждан, обладающих оперативно-значимой информацией, и др.

ОРМ, проводимые для обеспечения производства предварительного расследования, не могут подменять собой уголовно-процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ (см. определение Конституционного Суда от 1 декабря 1999 г. № 211-0).

Содержательная часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на достижение его основной цели — получение новой информации.

Эффективность проведения ОРМ во многом зависит от умелого сочетания оперативным сотрудником определенных действий, включающих приемы конспирации и способы сбора, фиксации, проверки и использования фактических данных. Одной из особенностей ОРМ является использование приемов маскировки (например, присутствие оперативного работника на месте его проведения или зашифровка его личности и целей мероприятия).

В законодательстве (ст. 12 Закона об ОРД) отмечается, что сведения об используемых при проведении негласных ОРМ силах, средствах, а также об организации и тактике их проведения составляют государственную тайну. В связи с этим особое значение приобретает конспирация, которая заключается в проведении ОРМ таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц и лиц, подготавливающих и совершающих преступления, тактику оперативно-розыскных действий, применяемые силы, средства и методы.

Необходимость зашифровки, конспирации при проведении ОРМ обусловлена преодолением активного противодействия криминальной среды процессу выявления и раскрытия преступлений.

Субъектами ОРМ выступают две группы лиц: а) непосредственно организующие такие мероприятия (оперативные сотрудники, руководители оперативных подразделений); б) привлекаемые к их осуществлению (конфиденциальные сотрудники, специалисты и др.).

ОРМ приобретают планомерность и конкретность лишь в результате подготовки комплекса организационных приемов, основывающихся на анализе реальной оперативно-розыскной ситуации.

Оперативно-розыскную ситуацию можно определить как совокупность сложившихся на определенный момент времени обстоятельств, в которых действуют участники ОРД.

В теории ОРД выделяют три уровня соотношения ситуации с оперативно-розыскной тактикой.

На первом уровне деятельность оперативных подразделений, преимущественно организационно-управленческого характера, увязывается с состоянием преступности, сложившимся на определенный период времени на конкретной территории. Возникающие на этом уровне ситуации можно отнести к организационно-управленческим.

Для второго уровня характерно возникновение ситуаций, связанных с осуществлением комплекса оперативно-розыскных мер, реализуемых в целях выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проведения оперативной проверки и оперативной разработки; раскрытия преступлений и оперативно-розыскного обеспечения их расследования; розыска преступников и без вести пропавших. Это организационно-тактические ситуации.

Оперативно-розыскные ситуации отличают скрыто протекающий процесс развития криминального события, противоборство между оперативным сотрудником и подозреваемым в совершенном преступлении лицом. При этом оперативным сотрудником избирается последовательность и направленность определенных действий, оптимальный порядок их реализации и контроля за исполнением, составляется план или избирается программа проведения ОРМ и их финансирование. Если мероприятие проводится с участием нескольких субъектов, предусматривается централизованное руководство применяемыми при этом специальными силами и средствами.

Анализ оперативно-розыскной практики свидетельствует, что на выбор и эффективность проведения ОРМ могут оказывать влияние различные факторы:

Для повышения эффективности ОРМ существенное значение имеет информационно-техническое обеспечение их проведения. В связи с этим сотрудники оперативных подразделений вправе использовать в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД:

Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.

При проведении ОРМ используются преимущественно специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования, негласного получения и регистрации акустической информации, негласной идентификации личности, негласного контроля за перемещением различных объектов и др.

Оформление результатов проведения ОРМ представляет собой составление оперативно-служебных документов, отражающих полученные фактические данные (рапорты, справки, акты, сводки и др.), с приложением к ним материальных носителей информации (дисков, фотографий, образцов предметов и веществ и т.д.).

Последовательное выполнение указанных элементов образует логический цикл, охватывающий основные звенья деятельности оперативного сотрудника при проведении ОРМ.

В соответствии со ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении ОРД проводятся следующие виды ОРМ:

Этот перечень является исчерпывающим. Изменить и дополнить его можно только путем принятия соответствующего федерального закона (ч. 2. ст. 6 Закона об ОРД).

В научной литературе на основе изучения практики высказывается мнение о нецелесообразности того, что перечень ОРМ, помещенный в ст. 6 Закона об ОРД, является исчерпывающим. Ограниченный перечень ОРМ в определенной мере сковывает инициативу оперативных сотрудников и их творческий подход к решению задач борьбы с преступностью, тормозит развитие оперативно-розыскной тактики, внедрение новых, не предусмотренных законом, но основанных на достижениях науки и техники форм и методов ОРД.

Для того чтобы понять сущность ОРМ и наиболее полно выявить их сходство и различие, целесообразно их классифицировать.

ОРМ могут быть классифицированы по различным основаниям:

Наиболее целесообразно использовать классификацию, предлагаемую отдельными учеными (А.Е. Чечетин), которая основана на таком условии их проведения, как необходимость получения на это соответствующего разрешения (санкции).

С учетом определенных оперативно-розыскным законодательством субъектов санкционирования все ОРМ мот быть условно разделены на три группы:

Однако данная классификация также не может в полной мере претендовать на универсальность, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся.

Следует отметить, что характерными особенностями перечисленных ОРМ являются их целенаправленность, внутренняя структурированность, специфические формы осуществления, легитимность и законность.

Наши партнеры

2015-2021 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Источник

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и основания проведения

orm

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды

Может так случиться, что каждый из нас станет субъектом или объектом оперативно-розыскной деятельности. Поэтому вопрос о понятии и основании проведения оперативно-розыскных мероприятий далеко не праздный, т.к. он напрямую касается гарантий прав и свобод граждан в указанной сфере общественных отношений.

Решение задач оперативно-розыскной деятельности ее субъектами осуществляется путем проведения следующих оперативно-розыскных мероприятий:

Данный перечень оперативно-розыскных мероприятий содержится в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее-Закон об ОРД), является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Оперативно-розыскные мероприятия имеют следующие признаки:

Необходимо отметить, что ни Закон об ОРД, ни иные открытые нормативно-правовые акты не дают определения видов оперативно-розыскных мероприятий; не регулируют обязательный порядок их проведения; не указывают полный состав участников, способы закрепления результатов, наименование и форму составляемых документов и т. п.

Кроме того, по своему содержанию некоторые оперативно-розыскные мероприятия (оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент) не являются непосредственными способами получения оперативно-розыскной информации, а представляют собой систему различного рода оперативно-тактических операций, позволяющих создать условия для получения такой информации.

Как отмечалось выше, сведения об организации и о тактике оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с часть 1 статьи 12 Закона об ОРД составляют государственную тайну. Между тем, как представляется, это законоположение касается лишь организации и тактики конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в рамках конкретных дел оперативного учета, при осуществлении проверочных действий, необходимых для принятия решений, указанных в пунктах 1- 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, а также в ходе оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел в связи с исполнением поручений следователя или суда.

Общие же положения оперативно-розыскных мероприятий, касающиеся их сущности, порядка проведения, применения при этом тактических приемов и использования тактических рекомендаций, документальной фиксации их хода и результатов открыты и доступны для их изучения любым заинтересованным лицам.

В настоящей статье не рассматриваются особенности оперативно-розыскных мероприятий применительно к решению конкретных задач ОРД и к конкретным условиям, в которых они проводятся. С позиций же обобщенности тактических приемов и рекомендаций, с учетом обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан, рассматривать тактико-организационные вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении ОРД представляется оправданным и целесообразным.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий: основания, предусмотренные законом

Статья 7 Закона об ОРД содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых допускается производство оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:

Для возбуждения уголовного дела необходима совокупность повода и основания для его возбуждения. Поводами являются заявление о преступлении, явка с повинной, либо сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления (статья 140 УПК РФ).

2) Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В данном случае под «противоправным деянием» подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление. Когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 июля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение оперативно-розыскного мероприятия в силу статьи 2 и части четвертой статьи 10 данного Федерального закона должно быть прекращено.1

Под «ставшими известными» следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.

Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях регламентирован ведомственными и межведомственными инструкциями правоохранительных органов.

3) Поручения лица, осуществляющего предварительное следствие или дознание, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Все вышеперечисленные поручения подлежат выполнению, если они сделаны при обязательном соблюдении письменной формы.

Кроме того, к основаниям для проведения ОРМ статья 7 Закона об ОРД относит ставшие известным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

4) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

5) о лицах, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задачи розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, следует рассматривать, в первую очередь, постановление органа дознания, судьи или следователя о розыске подозреваемого, обвиняемого, которое выносится в соответствии со статьей 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Сведения о разыскиваемых лицах могут быть также получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела, или от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД на конфиденциальной основе. Однако сведения о разыскиваемых лицах, полученные из конфиденциальных источников, требуют обязательной проверки;

6) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в книге учета заявлений дежурной части органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам оперативных аппаратов, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные меры.

При обнаружении неопознанного трупа, необходимость проведения ОРМ возникает, как правило, в случаях обнаружения на нем признаков насильственной смерти.

7) Пункт 4 части 1 статьи 7 Закона об ОРД в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД, поступившие при наличии оснований, указанных в данной статье. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок, и заключается в направлении официального документа одного оперативно-розыскного органа другому.

Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.

Запросы других оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести. Если проведение оперативно-розысных мероприятий требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.

8) Пункт 5 части 1 статьи 7 определяет такое основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, как постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Согласно Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов к числу лиц, подлежащих государственной защите, отнесены, в том числе и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. На органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также близких родственников вышеперечисленных лиц.

Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности того или иного лица, которое подлежит защите. Основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

Данная норма может также рассматриваться в качестве основания для проведения ОРМ, осуществляемых в соответствии с Законом о государственной охране.

Принятие решения о применении мер безопасности оформляется мотивированным постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу. Виды ОРМ, необходимые для обеспечения безопасности, определяются должностным лицом, вынесшим постановление.

Порядок проведения мер защиты, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями, устанавливается ведомственными нормативно-правовыми актами.

9) Самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона об ОРД являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов закреплено в пункте 3 статьи 14 Закона об ОРД в качестве обязанности органов, осуществляющих ОРД.

Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола).

Кроме вышеперечисленных, к перечню оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий часть 2 статьи 7 Закона об ОРД относит необходимость сбора данных для принятия решения:

10) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии со статьей 21 Закона о государственной тайне от лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска на основании статьи 24 указанного Закона допускается временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого лица. При оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, могут собираться фактические данные о наличии медицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые в соответствии со статьей 22 названного Закона являются основаниями для отказа в выдаче допуска.

12) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления, а также об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

13) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность. Под обеспечением собственной безопасности следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

14) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Выдача разрешений на указанные виды деятельности осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений.

В соответствии со статьей 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы, а также выявить наличие иных возможных компрометирующих обстоятельств биографии претендента.

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Универсальный информационный портал
Adblock
detector