Неделя родных языков мероприятия

Содержание

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта «Международный день родного языка»

Ольга Тихонова
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта «Международный день родного языка»

Проект: «Международный день родного языка».

Подготовительная группа №3; февраль (10.02.14 –14.02.14)

Цель: Воспитать интерес и уважение к родному языку и языковой толерантности.

1. Формировать знания о разных языках мира, ценности и красоте каждого языка, в том числе родного.

2. Формировать знания о средствах выразительности родного языка.

3. Познакомить детей с новыми композиторами и поэтами нашей республики.

4. Объяснить детям о том, что языки являются сильном инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.

5. Познакомить с разнообразием самых красивых мест родного края

1.Выставка детского творчества: рисунок по любимой народной сказке, «Моя любимая сказка».

Чтение художественной литературе

Виды совместной деятельности

Беседы с детьми: «Стихи на родном языке», «Языковые и культурные традиции по всему миру». «Языковое многообразие».

Рассматривание картин татарских поэтов «Водяная», «Шурале».

— Поисково-исследовательская деятельность: «Языки и их влияния на разватие духовного наследия».

— Коллективное изготовление вместе с родителями стенгазеты «Татарские писатели» с фотографиями.

Рассматривание карт России, мира.

Проведение экскурсий в музей по Картин татарских художников, и писателей.

— Сюжетно-ролевые игры: «Доктор», «Универсам», «Парикмахерская», «Использование слов с татарской реччью».

Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, аппликаций, поделок оригами, поделок из бросового материала, изготовление костюмов для бумажных кукол по профессиям. (С использованием татарского орнамента)

Техника безопасности в различных профессиях: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

-Продуктивная деятельность:рисование на тему: «Любимая татарская сказка».,лепка: «Шурале»,аппликация: «Кремль».

Слушание песен на родном языке.

Музафаров Мансур Ахметович

Жиганов Назиб Гаязович

Ахметов Фасиль Ахметгалиевич

Яруллин Фарид Загидуллович

Физкультурное занятие: «Спутанные кони (Тышаулы атлар)«,

«Угадай и догони (Читанме, бузме)», «Скок-перескок (Кучтем-куч)»

Свободное общение: «Язык — как духовное наследие».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

— Книги для чтения и рассматривания:

«Только для тебя: Стихи, поэмы»Автор: Файзуллина М. Н.

«Мальчик,каких еще мир не видал: Стихи для детей»Автор: Миннуллин Р. М.

«Рассказы о природе»Автор: Бударин В.

«Сказка о сказке: сказки-пьесы»Автор: Фархутдинов Ш.

«От января до декабря»

Автор: Каштанов Н. Ф.

«Прекрасный день: Стихи для малышей»

Автор: Курбанов Р. Х.

«Гостинец: рассказы, сказки»

Автор: Каштанов Н. Ф.

«Алсу, Ильдус и соловей»

создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Универсам» (для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей; стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры, при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца; дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина).

«Доктор» (атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор «Кукольный доктор», трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала, грелка, бланки рецептов).

(Игры-спутники: «Моряки», «Автобус», «Семья» и т. п.).(И использованием татарских названий, слов, манерой исполнения.)

Центр театрализованных и режиссерских игр:

создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

Изготовление костюмов, масок татарской национальности.

«Изучение татарского орнамента»

Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр:

«Какие знаешь ты языки», «Назови стихи писателей», «Назови сказку народных писателей».

Центр продуктивных видов деятельность: экспозиция «Поэты родного края» (фотографии, иллюстрации, комментарии); материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Центр строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек зданий; строительный материал, модули, конструкторы.

Взаимодействие с семьей

Создание папки-передвижки: «Народные писатели и композиторы».

Обновление информационного стенда на тему: «Языковая толерантность».

Маршрут выходного дня:

Конкурс совместных рисунков:выставка детского творчества: рисунок по любимой народной сказке, «Моя любимая сказка».

Проект «Язык родной» Проект «Язык родной»Родной язык – это богатство каждого народа. Это духовное наследие, отражение характера людей, это опыт и мудрость, которую.

Организация работы с родителями по воспитанию любви к родному языку Тема: «Организация работы с родителями по воспитанию любви к родному языку» Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения.

Источник

План мероприятий, посвященных Международному Дню родного языка

Екатерина Крюкова
План мероприятий, посвященных Международному Дню родного языка

План мероприятий, посвященных Международному дню родного языка в МБДОУ Детский сад № 12 с. Тахта

№ п/п Наименование мероприятия Сроки и место проведения Участники Ответственные

1. Русские народные игры

Чтение потешек, прибауток «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Идет коза рогатая»

Пальчиковые игры 17.02.20 Младшая группа Воспитатель

Беседа «Русский национальные костюмы»

Рисование «Укрась костюм»

Пальчиковая игра «Этот пальчик…»

Дид. игра «Отгадай сказку»

Подв. игра «У медведя во бору»

Музыкальная игра с платком Средняя группа Воспитатель

средней группы (Грязных М. Г.)

2. Беседа «Международный день родного языка»

Русские народные пословицы и поговорки

Конкурс рисунков по русским народным сказкам

3. Консультация для родителей «Родной язык – моё богатство»

Памятка «Авторитет – основа воспитания»

Воспитатели всех групп Воспитатели всех групп

4 Консультация для педагогов «Роль родного языка в формировании личности ребенка»

Воспитатель младшей группы Воспитатель младшей группы

5 Стенд «Край родной, край любимый»

Воспитатель старшей группы Воспитатель старшей группы (Крюкова Е. В.)

6 Беседы: «Чем богат родной язык», «Какой язык твой родной»

Воспитатель средней группы Воспитатель средней группы

7 Рассматривание иллюстраций из книг

Чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок»

Игровое упражнение «Ладушки»

Младшая группа Воспитатель младшей группы

8 Беседа «Национальные игры»

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Родина»

Русская народная подв. игра «Платок» Средняя группа Воспитатель

9 Беседа о русских национальных играх

Музыкальная игра «Грушка»

Комплексное занятие «Путешествие по России»

Старшая группа Воспитатель

10 Папка-передвижка «Страна моя большая» Воспитатели всех групп

Воспитатели всех групп

11 Потешки: «Петушок-петушок», «Пошел котик на торжок»

Прослушивание сказок в аудиозаписях

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Подв. игры «Курочка-хохлатка», «Через ручеек»

НОД в ОО «Художественное творчество» (аппликация)«Колобок катится по дорожке»

Игра с матрешками: «Матрешки играют в прятки» 19.02.20 Младшая группа Воспитатель младшей группы

12 Чтение стихотворения З. Александровой «Родина»

Русские народные подв. игры Средняя группа Воспитатели

13 Подв. игра «Карусели

Стихи на русском языке

Русская народная игра «Плетень»

Просмотр м/ф на русском языке

Чтение русских народных сказок

Старшая группа Воспитатель старшей группы (Крюкова Е. В.)

14 Анкетирование «Народные традиции в вашей семье» Родители всех групп Воспитатели всех групп

15 Рассматривание альбома «Родная природа»

Народные игры,забавы: «Жмурки», «Прятки»

Игровая ситуация «Кто-кто в теремочке живет?»

Игра «Угостим куклу Катю»

Русская народная сказка «Репка» (настольный театр) 20.02.20 Младшая группа Воспитатель младшей группы

16 Национальные игрушки: рассматривание, беседа, игры

Подв. игра «Гуси-лебеди»

Средняя группа Воспитатель

17 Рассматривание альбома «Мой край родной»

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»

Беседа: «Одежда наших предков»

Старшая группа Воспитатель старшей группы (Крюкова Е. В.)

18 Консультация для родителей «Говорим дома» Воспитатели Воспитатели всех групп

19 Чтение потешек, подговорок, песенок «синичка воробью сестричка», «Петушок –золотой гребешок», «Барашек-кудряшек»

Прослушивание в аудиозаписи русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Игра-забава «Баба сеяла горох»

21.02.20 Младшая группа Воспитатель младшей группы

20 Чтение стихотворения «Мой пёс»

Музыкальная игра «Игра с платком» средняя группа Воспитатель

21 Дидактическая игра «Раскрась и запомни»

Старшая группа Воспитатель старшей группы (Крюкова Е. В.)

detsad 1332691 1587963447Фото и видео отчет мероприятий, посвященных 75 летию Победы «Мы помним,мы гордимся!» под таким девизом проходили мероприятия, посвященные Дню Великой Победы. И наш детский сад принимал активное участие.

detsad 332937 1457714563Фотоотчёт о праздниках, посвященных Международному женскому Дню В начале марта в нашем детском саду во всех возрастных группах прошли праздники, посвященные Международному женскому дню. К младшим.

detsad 436484 1510144323Фотоотчет о проведении мероприятий в группе, посвященных Дню города Добрый день, коллеги. В сентябре месяце наш город отмечал 74 годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В сентябре 1943 года.

detsad 354275 1545240613Отчет о проведении мероприятий, посвященных Дню святого Николая, в средней билингвальной группе Проведение народных праздников в билингвальной группе – это одна из форм нравственно – патриотического воспитания детей. Самый первый зимний.

План мероприятий, посвященных празднованию Дня защитника Отечества в подготовительной логопедической группе Сроки проведения: февраль 2018 года. 1 неделя Беседы: «Наша армия», «Что такое героизм?» Рассматривание: иллюстраций военной техники. Чтение:.

detsad 55361 1552671964План мероприятий, посвященный Международному году языков коренных народов, в средней группе 2019 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом родных языков коренных народов. С 18 по 27 марта на территории Октябрьского.

detsad 55361 1462193656План мероприятий в подготовительной группе, посвященных 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1. Чтение детям произведений Алексеев С. «Рассказы о войне», Баруздин С. «Шел по улице солдат», Кассиль Л. «Твои защитники», Маркуша А. «Я.

Источник

План мероприятий, посвященных Международному дню родного языка – 21 февраля

План мероприятий, посвященных

Международному дню родного языка – 21 февраля

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Пробудить желание общаться на родном языке.

Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Общение с родителями в процессе познания ими истории и культуры родного края.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

ООД «Путешествие по России»

Викторина «Знатоки родного языка»

ООД-игра «Угощение Чак-чак- для Ляйсян.»

Беседы: « Международный день родного языка»,

Игровая ситуация « Кто-кто в теремочке живет?»

Музыкальная игра «Шурале»

Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Татарская народная игра «Дустым бар», «Попади в горшок», «Капкалы»

Подв. игры: «Гуси-лебеди», «Воротца», «Гори, солнце ярче»

Национальные игрушки: рассматривание, беседа, игры

Пальчиковая игра «Этот пальчик…» (на тат.яз.)

Знакомство и разучивание «Татарские и русские народные пословицы и поговорки на русском и татарском языках»

Чтение потешек, поговорок, песенок

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество», стихотворения А.Прокофьева«Родина»,З.Александровой «Родина»

Лепка из соленого теста «Баурсак»

Рисование «Укрась костюм», «Украсим татарским орнаментом фартук»,

«Куклы в национальных костюмах»

Конкурс рисунков по татарским и русским народным сказкам

Рисование по мотивам стихотворений М.Джалиля

Рассматривание иллюстраций к татарским и русским народным сказкам

Вечер загадок: «Угадай, из какой сказки?»

Русская народная сказка «Репка» (настольный театр)

Слушание песен и стихов на татарском и русском языках

Слушание аудио песен на татарском языке

Прослушивание в аудиозаписи русской народной сказки

Просмотр м/ф на татарском языке:

Г.Тукай шигыре буенча «Туган тел» мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча «Кырлай» мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча «Иртә» мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча «Кышкы кич» мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча «Шаян Песи» мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча «Яңгыр илә Кояш» мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча «Кышкы кич» мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча «Бала белән Күбәләк» мультфильмы

«Шалкан», «Йомры кумач»

Экскурсия в детскую библиотеку

Экскурсия в ТОЦ(Татарский Общественный Центр)

Рассматривание альбома «Мой край родной»

Посещение мини-музея «Татарская изба»

Рассматривание иллюстраций книги о М.Джалиле

Презентация ко Дню рождения поэта М.Джалиля

Стенд: «Нормативно-правовые акты и законы РТ»:

-Приказ Министерство Образования и науки РТ от 29.06.2001 г. № 463 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского русского языков ДОУ»

— Постановление кабинета Министров РТ от 30.12.2010г. №1174 «Об утвержден Стратегии развития образования в РТ» на 2010-2015 годы «Киләчәк»-«Будущее»

-Приказ Министерства Образования и науки РТ от 31.01.2012г. № 527\12

— Закон Республики Татарстан 03.03.2012 г. №16 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках республики Татарстан».

Беседа: «Родной язык – наше богатство», «Эти мудрые, русские сказки»

Консультация«Роль родного языка в формировании личности ребенка», «Родной язык – моё богатство», «Говорим дома»

Памятка « Авторитет – основа воспитания»

Папка-передвижка « Что такое фольклор?», « Знакомство с творчеством Г. Тукая, Х.Такташа», «Край родной, край любимый», «Национальные игры»,

«Страна моя большая»

Выставка для родителей художественной и методической литературы по билингвальному обучению.

Выставка детской литературы на русском и татарском языках

Концерт: «Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ МЫ ОДНА СЕМЬЯ»

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Номер материала: ДБ-196907

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Развернутый план мероприятий посвященные «Международному дню родного языка»

Данная разработка поможет учителям родного-азербайджанского языка при планировании недели мероприятий посвященных «Международному дню родного языка»

Просмотр содержимого документа
«Развернутый план мероприятий посвященные «Международному дню родного языка»»

1033564 1

о проведении мероприятий

«Международному Дню родного языка»

в МКОУ «Великентская средняя общеобразовательная школа им.Гереева У.А»

с 14 февраля по 21 февраля 2017 года.

1033564 2

Подготовила и провела учитель

родного языка Шахбазова Р.В

посвящённый Международному Дню родного языка

в МКОУ «Великентская средняя общеобразовательная школа им.Гереева У.А»

с 14 февраля по 21 февраля 2017 года.

Торжественная радио-линейка, посвященная Международному Дню родного языка

Классные часы посвященные Международному Дню родного языка

Учащиеся 9-11 классов

Выпуск стенгазеты «Поэзия моего языка – Семед Вургун»

Беседа: «Страна по имени родной язык»

Конкурс стихов на родном языке «Мой язык- мой народ»

Экскурсия в школьный музей «Традиции моего народа»

Пятиминутки на уроках истории, обществознания,

русского языка и литературы о красоте родной речи, о сохранении родного языка.

Мероприятие « Мой родной язык-моя гордость»

Согласовано:Директор Ответственный: учитель

Великентской СОШ учитель родного языка

Мирзалиев НБ Шахбазова РВ

Международному Дню родного языка

Международный день родного языка, учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и ежегодно отмечается 21 февраля

Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача.

В нашей школе объявляется неделя Родного языка с 14 по 21 февраля.

Всем классным руководителям провести на этой неделе классные часы посвященные «Международному Дню родного языка»

Dil açanda ilk dəfə ana söyləyərik biz,

«Ana dili» adlanır bizim ilk dərsliyimiz.

İlk mahnımız laylanı anamız öz südüylə

İçirir ruhumuza bu dildə gilə-gilə.

План-конспект классного часа для 6 класса. Тема: «Международный день родного языка» Классный руководитель: Шахбазова Р.В

Тема: «Международный день родного языка»

Цель: воспитание интереса к богатству родного языка.

Задачи: развитие познавательной активности учащихся, стимулировать интерес детей к изучению родного языка.

I. Приветствие. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Международный день родного языка».

III. Подведение итогов.

Приветствие. Вступительное слово

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час посвящен «Международному дню родного языка». Сейчас я прочту вам эпиграф к нашему уроку, это высказывание Льва Николаевича Толстого.

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.

Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа. Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями.

Интерактивная беседа по теме «Международный день родного языка».

Классный руководитель: Давайте все посмотрим небольшую презентацию по нашей сегодняшней теме.

Международный день родного языка отмечается ежегодно
21 февраля. Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Празднуется с 2000 года.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная и актуальная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

В революционной России 1917 года насчитывалось 193 языка — на момент распада СССР только 40. Ежегодно исчезало около двух языков…

Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило по меньшей мере 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует».

Международная организация ЮНЕСКО зафиксировала около 6000 тысяч языков, используемых во всем мире. На грани исчезновения находится половина из них. Всего 4% населения могут свободно говорить на 96% языков. А около 80% языков африканских регионов не имеют письменного отображения.

Около 81% страниц в глобальной сети представлены на английском языке. Следом за ним с огромным отрывом располагаются немецкий и японский языки, по 2% каждый, затем испанский, французский и языки скандинавских стран, по 1%. Остальные существующие языки, вместе взятые, занимают не более 8% всего веб-пространства.

Благодаря ЮНЕСКО в сети был создан портал, дающий возможность национальным меньшинствам получать доступ к знаниям и образовательным ресурсам. В первую очередь, ЮНЕСКО призывает оказывать помощь странам, желающим сохранить свое многообразие культуры, и обеспечивает качественным обучающим материалом национальные меньшинства.

Классный руководитель: Уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа. Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями.

Давайте прочтем стихотворение, посвященное родному языку:

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

В международный день родного языка

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

1033564 3

1033564 4

15.02.2017 г было проведено конкурсное сочинение на родном языке посвященное Международному Дню родного языка на тему : «Мой родной язык- моя гордость» среди 7-11 классов.

В конкурсе приняло участие 14 учащихся.

1033564 5

В результате проверки сочинений, призовые места получили:

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка».

формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.

Задачи:
— дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

— расширить знания об истории азербайджанского языка.

— воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

1033564 6

1033564 7

Тюркские языки, к которым относится и тюркский язык Азербайджана (азербайджанский язык), это обширная группа родственных языков, широко распространенных в Азии и Восточной Европе. Область распространения тюркских языков простирается от бассейна реки Лены в Сибири на юго-запад до восточного побережья Средиземного моря и от Северного Ледовитого океана до Персидского залива.

Исходя из численности населения Азербайджанской Республики, можно придти к ошибочному заключению, что азербайджанцы (тюрки Азербайджана) народ немногочисленный, насчитывающий, по данным 2009 г., всего около 9 миллионов человек. Однако, учитывая общее число наших соплеменников, живущих в мире, включая около 35-40 миллионов иранских азербайджанцев, общее число наших соотечественников приближается к 50 миллионам человек. Более половины наших иранских соплеменников живут за пределами Иранского Азербайджана, то есть, расселены по всему Ирану от Шираза до Хорасана, составляя не менее 30-40% населения большинства крупных городов Ирана, включая столицу страны, Тегеран с 13-миллионным населением, от трети до половины которого составляют азербайджанские тюрки.

Точную оценку численности азербайджанцев осложняет тот факт, что иранские источники не приводят детальных данных о национальном составе населения Ирана, и число азербайджанских тюрок, живущих в этой стране, приходится определять по косвенным данным.

ТЕРРИТОРИИ, НАСЕЛЕННЫЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИМИ ТЮРКАМИ. Помимо Азербайджанской Республики и Южного Азербайджана, азербайджанские тюрки заселяют компактными группами следующие территории:

Компактные группы азербайджанских тюрков проживают и в Центральной Анатолии. Например, в селениях вокруг города Амасия, к югу от Самсуна. Многие из них до сих пор называют себя «ширванлы», поскольку являются выходцами из азербайджанской области Ширван.

Хорасан. Здесь, наряду с миллионами тюрок, выходцев из Иранского Азербайджана, проживают туркмены и около 2 миллионов т.н. «хорасанских тюрок», которых можно считать этнографической группой азербайджанцев. Языковеды считают хорасанско-тюркский язык промежуточным говором между азербайджанским и туркменским языками, а скорее, даже диалектом азербайджанского.

Туркменистан. От туркмен Азербайджан отделяет Каспийское море (естественная географическая граница), а также незначительные отличия в литературном языке, диалектах и особенности культуры. Среди туркменов есть племена и группы, например, туркмены Ташаузской области, чей язык практически не отличается от тюркского языка Азербайджана.

Теркеменцы характеризуются как особая этническая группа азербайджанцев. По данным известного азербайджанского историка Аббас-Кули Бакиханова, переселение теркеменцев в Южный Дагестан, во владение кайтагского уцмия Султан-Ахмеда, относится к XVI в. Под названием Терекеме, или Терекеменский участок, издавна известна территория, расположенная в приморском Дагестане, в северной части Дербентского района. Основная масса теркеменцев размещена компактно в 10 селениях: Берикей, Джемикент, Великент, Падар, Мамедкала, Селик, Карадаглы, Уллутеркеме, Татляр и Деличобан.

В Азербайджане терекеме представлены в Гяндже, Казахском, Товузском, Агджебединском, Имишлинском, Шемахинском,Саатлинском районах.

С давних времен многие мыслители, философы, писатели, педагоги говорят о важной роли материнского языка в становлении человека.

В настоящее время как никогда остро стоит проблема сохранения языка. История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию тяги к национальной культуре, молодежь теряет свое национальное своеобразие.

Поэтому важно на примере художественных произведений выработать бережное отношение к ней, понять важность знания родного языка.

Актуальность определяется важностью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово человек становится сыном своего народа.

Высказывания великих людей о родном языке:

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
Пифагор Самосский

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Лев Николаевич Толстой

Величайшее богатство народа — его язык.
Михаил Александрович Шолохов

«Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.»

Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, воспитанным. Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его обычаи и традиции.

Выпуск стенгазеты «Поэзия моего языка – Семед Вургун»

Первое стихотворение поэта «Обращение к молодёжи» было опубликовано в Тифлисской газете под названием «Ени Фикир» в 1925 году. Наш герой был преподавателем литературы в одной из сельских школ Казаха. На протяжении двух лет проходил обучение в Московском университете. Было это в период с 1929 по 1930 год. После этого наш герой продолжил учёбу и стал студентом педагогического института. Далее посещал аналогичный вуз в Азербайджане. В 1945 г. его избрали действительным членом АН Азербайджанской ССР. Стал депутатом Верховного Совета СССР со второго по четвертый созыв. Поэт ушел из жизни в 1956 году, 27 мая. Похоронен наш герой в Баку.

1033564 8

1033564 9

Беседа » Мой родной язык»

Цель беседы: Дать понять, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Азербайджа́нский язы́к (самоназвание: azərbaycan dili, آذربايجان ديلی, азәрбајҹан дили) — язык азербайджанцев, один из языков огузской подгруппы юго-западной ветви тюркских языков алтайской языковой семьи, имеющий в то же время черты, свойственные языкам кыпчакского ареала.

По морфологическому строю азербайджанский язык агглютинативный, синтетический [15] . Лексика и частично фонетика испытали влияние персидского и арабского языков.

На протяжении XX века азербайджанская письменность менялась четырежды. В настоящее время азербайджанцы пользуются тремя видами письма: на арабице в Иране, латинице — в Азербайджане и на кириллице — в Дагестане (России).

Является государственным языком Азербайджана и одним из государственных языков Дагестана (Россия). Распространён также в местах компактного проживания азербайджанцев, в таких странах как Иран (Иранский Азербайджан) и Грузии (Квемо-Картли). Общее число говорящих 25—30 млн человек.

Azərbaycan dili [9][10] (Azərbaycanca) — Azərbaycan Respublikasının və Rusiya Federasiyasının Dağıstan Respublikasının [11] rəsmi dövlət dilidir. Türk dillərinin cənub-qərb qrupuna daxildir.

Azərbaycan Respublikası ərazisində bu dilin cüzi fərqlənən 4 dialekti vardır:

Şərq dialekti — Quba, Şamaxı, Bakı, Muğan və Lənkəran dialektləri

Qərb dialekti — Qazax, Qarabağ, Gəncə dialektləri

Şimal dialekti — Şəki və Zaqatala-Qax dialektləri

Cənub dialekti — Naxçıvan, Ordubad, İrəvan dialektləri [12]

Azərbaycan dili geneoloji bölgüyə əsasən türk dillərinə mənsubdur. Başqa dil qruplarında olduğu kimi, bu qrupa daxil edilən dillər də bir-birinə leksik, morfoloji və sintaktik cəhətdən çox yaxındır. Dialektlər bir-birindən fonetik xüsusiyyətlərinə görə fərqlənirlər. Azərbaycan dili Türk dilləri ailəsinin oğuz dilləri qrupunun OğuzSəlcuq yarımqrupuna daxildir.

Каждый человек рождается, растёт и развивается в обществе, среде, которая подразумевает под собой тесное взаимодействие и общение. Общение происходит посредством языка. Неважно, на каком континенте и в какой стране родился человек, каждый из нас, родившись, слышит вокруг себя, мыслит и начинает говорить на одном — родном языке.

Мой родной язык — русский язык. Это самый замечательный и богатый язык в мире! Классика русской литературы насчитывает огромное количество прекрасных и, поистине великих произведений, известных во всём мире. Россия — огромная страна, на территории которой проживает большое количество национальностей, каждая из которых знает русский язык, и общается на нём. Это делает наш родной язык — одним из мировых.

С самого детства, из уст матери мы слышим колыбельные песни, сказки, рассказы обо всём. Мы постигаем мир через слово, которое является основой языка. Став чуть постарше, в школе, мы начинаем изучать правила языка, его грамматику, лексику, тем самым отдавая дань его величию, и преклоняясь перед его безмерным богатством. Не уметь грамотно говорить и писать на родном языке — это высшее невежество. Не зная родного языка, человек навсегда утрачивает свою Родину, а человек без Родины, это человек не имеющий ничего того, что бы могло его радовать, человек не знающий родного языка — одинокий человек.

«Судьба каждого народа органически сплетена с судьбой его языка. Хранить и лелеять родной язык могут только его носители. Ведь каждый народ — это неповторимая культура, история и традиции. И, конечно же, язык», — писал один из писателей… Он действительно прав! Судьба не только народов зависит от языка, судьба каждого из нас зависит от знаний и умений обращаться с родным языком. Ну а хранить развивать и любить родной язык могут только его обладатели и носители.

1033564 10

1033564 11

В рамках недели родного языка посвященная Международному Дню родного языка проводилась экскурсия в школьный музей. Дети с увлечением слушали и смотрели на старинную утварь и орудия труда,найденные на территории Великента.

1033564 12

1033564 13

1033564 14

20.02.2017г В школе был проведен конкурс на лучшее чтение стихотворения на родном (азербайджанском) языке.

В конкурсе приняли учащиеся 7-11 классов(20 участников). Жюри конкурса:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Универсальный информационный портал
Adblock
detector