Неделя химии план мероприятий

Предметная неделя по химии

План предметной недели по химии с мероприятиями

Просмотр содержимого документа
«Предметная неделя по химии»

«В мире интересных фактов»

20 апреля-27 апреля 2015 года

Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)

Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые недели

предметов естественно-научного цикла. Познавательный интерес к химии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели, которые отражены в Положении о предметной неделе. При планировании и отборе материала для мероприятий предметной недели следует соблюдать следующие принципы:

• неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, девиз, центральное мероприятие);

• обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;

• ориентированность мероприятий на весь ученический коллектив;

• необходимость итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели ;

• важность открытого способа фиксирования итогов каждого мероприятия недели;

• обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.

Этапы проведения предметной недели

I.Подготовительный этап. Творческая группа учащихся 10-11 классов под руководством учителя химии составляет план недели и подбирает конкурсные вопросы, задания, мероприятия, оформляет экспозиционный материал, определяет сроки, согласно Положению о проведении недели.

II. Объявление о начале недели.

III. Основной этап. Проведение недели

Ответственные за проведение

Открытие недели химии. Конкурс рефератов на тему «В царстве химии»

Принимают участие учащиеся 8-11 классов.

Учитель химии Доржеева З.Г.

Внеклассное мероприятие «Здравствуйте, я химия» для учащихся 1-4 классов.

(8 класс по ПСХЭ Д.И.Менделеева).

Учитель химии Доржеева З.Г.

Интеллектуальная игра для 9 класса « Своя игра »

Просмотр презентаций о великих ученых – химиках (8 класс «М.В. Ломоносов»; 9 класс «Д.И.Менделеев»; 10-11 классы «А.М.Бутлеров»)

Учитель химии Доржеева З.Г.

Творческая группа учащихся

Игра «Лучший химик-неорганик» 11 класс

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм, кроссвордов.

Учитель химии Доржеева З.Г.

Игра «Лучший химик-органик» 10 класс

« Черная метка» под лозунгом « Мы против наркотиков»

Подведение итогов, награждение участников.

IV. Подведение итогов, награждение.

Награждение победителей осуществляется на общешкольной линейке.

Неделя химии «В мире интересных фактов»

Цель недели химии : развитие интереса школьников к химии как науке, через разнообразные формы деятельности.

1. Привлечь к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса.

2. Предоставить всем учащимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами.

3. Дать возможность обучающимся увидеть и оценить результаты как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.

Викторина «Неметаллы». (9 классы)

Оформление и оборудование: караоке для «музыкальных пауз».

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно – популярной литературой, развивать творческие способности.

Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.

Игра « Морской бой» (8 класс)

Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, учить применять полученные знания в нестандартных условиях.

Методы и приемы: словесно – наглядный.

Определения и термины (5 баллов)

1.Как читается периодический закон по Менделееву?

2.Современная формулировка периодического закона.

3.Что такое период? Какие периоды бывают?

4.Что такое группа? Главная? побочная подгруппы?

На подступах к периодическому закону. Открытие периодического закона. (10 баллов)

1.Число попыток классификации ХЭ до ДИМенделеева, считая варианты

2.День рождения периодического закона.

3.Что положил в основу классификации ХЭ Д.И.Менделеева?

4.Твердо убежденный в справедливости периодического закона, Д.И. Менделеев предпринимает невиданный шаг в истории химии. Он описывает свойства трех из предсказанных им элементов, их соединений и даже методы, которыми эти ХЭ могут быть получены. О каких элементах идет речь?

5.Кого Д.И.Менделеев называл «укрепителями» ПЗ?

Путешествие по периодической системе ДИМенделеева (15 баллов)

1.Названия каких ХЭ происходят от названий частей света, городов, фамилий ученых?

2.Что означает буква «m» в символе элемента № 96?

3.Три металла имеют магнитные свойства. Назовите порядковые номера химических элементов, из атомов которых эти элементы состоят?

4.Какой элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле?

Некоторые факты из биографии ДИМенделеева (20 баллов)

1.Дед ДИМенделеева по отцу имел фамилию Соколов, отец же – Менделеев. Почему?

2.Всем известна сказка «Конек-горбунок». Её написал учитель гимназии, в которой учился ДИМенделеев. Назовите фамилию автора сказки.

3.По какому поводу крестьяне соседних деревень рядом с имением ДИМенделеева с любопытством и восхищением спрашивали его «талан» у него или «счастье»?

4.ДИМенделеев говорил, что для него дети и внуки самое дорогое в жизни. А сколько детей было у него?

Нахождение ХЭ по таблице Менделеева (25 баллов)

1.Назовите ХЭ, зная распределение электронов в его атоме:

а) 2,8,8; б) 2,8,1; в) 2,8,8,2.

2.Определите формулу гидроксида, если его Мr =121, а элемент, входящий в состав формулы, находится в IIIА- группе 4 периоде.

3.Оксид элемента IIIА- группы 3 малого периода имеет Мr =102, какой это оксид?

Окислительно-восстановительные реакции (30 баллов)

1.Какие химические реакции называются ОВР?

2. Какие реакции, уравнения которых приведены ниже, относятся к окислительно-восстановительным реакциям?

3.Какой процесс (окисление или восстановление) изображен на следующих схемах:

4. Составьте формулы соединений, в которых степень окисления атомов равны:

а) +4 и ─2; б) +7 и ─2; в) +1 и ─4; г) +1 и ─1.

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм, логогрифов

Здесь загадки и шарады! За отгадку – две награды!

Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.

1) Название какого неметалла говорит о радостном состоянии человека. (Радон – Рад он).

2) Первые два слога элемента являются также первыми в названии важнейшего класса органических соединений, широко распространенных в природе; последние три буквы имеются также в названии самого легкого газа; в целом – это название химического элемента, составляющего главную часть всех органических веществ. (Углеводы, водород – углерод).

3) Первый слог названия вещества – это первые две буквы названия производных аммиака, в молекуле которых один или несколько атомов водорода защищены органическими радикалами; второй слог – нота; последний – первый слог названия атома (иона) или группы атомов, принимающих электроны и образующих химическую связь за счет свободной орбитали и неподеленной пары электронов донора; в целом – это бесцветный газ с резким характерным запахом, почти в два раза легче воздуха (амины, ми, акцептор – аммиак).

4) Первые четыре буквы обозначают официальную эмблему государства, изображаемую на печатях, денежных знаках и т.п.; затем следует первая буква химического элемента, образующего при нагревании пары фиолетового цвета; следующие две буквы – первые в названии металла, соединения которого обладают амфотерными свойствами; последняя буква является первой в названии популярной молекулы; в целом – это препарат для борьбы с сорной растительностью (герб, йод, цинк, диполь – гербицид).

5) Первые четыре буквы обозначают орган зрения человека, позвоночных и многих беспозвоночных животных; следующие две буквы являются первыми в названии радиоактивного элемента группы актиноидов; изотопы которого используются как источник энергии в ядерном оружии; последняя буква является также последней в названии блестящего жидкого металла; в целом – это стекловидный слой на керамических изделиях (глаз, уран, ртуть-глазурь).

6) Первые два слога – женское имя, следующие две буквы являются первыми в названии частицы дисперсной фазы золь, окруженной слоем молекул или ионов дисперсионной среды; последняя буква является первой в названии одного из городов Молдавии; в целом – это взрывчатое вещество, содержащее значительное количество нитроглицерина. (Дина, мицелла, Тирасполь – динамит).

7) Первый слог является первым в названии полярной молекулы; второй слог – название галогена; третий – предельный углеводород; в целом – это органический растворитель (диполь, хлор, этан – дихлорэтан).

8) Первые две буквы являются первыми в фамилии советского разведчика, который, находясь в качестве немецкого журналиста в Германии, Китае и Японии, добывал ценную разведывательную информацию в 30 – 40х гг; последние два слога обозначают игру; в целом – это благородный металл желтого цвета. (Зорге, лото- золото).

9) Первый слог обозначает коллоидный раствор синтетических или естественных смол в органических растворителях; последние три буквы являются первыми в названии устойчивых ветров, направление которых резко меняется на противоположное или близкое противоположному два раза в год; в целом – это красящее вещество, добываемое из некоторых лишайников и применяемое как индикатор для определения реакции среды (лак, муссоны – лакмус).

10) Первый слог является первым в названии класса сложных неорганических веществ; последние пять букв обозначают однолетнее овощное растение семейства сложноцветных; в целом – это соль щавелевой кислоты. (Оксиды, салат – оксалат)

11) Первый слог обозначает класс сложных неорганических веществ; 2-й и 3-й слоги – слабо уплотненная масса перепутанных волокон, очищенных от примесей; следующие две буквы являются первыми в названии металла, соединения которого проявляют амфотерные свойства; последняя буква является первой в названии ископаемой смолы хвойных растений третичного периода; в целом – это электростатическое взаимодействие между частицами (ионами, молекулами) растворенного вещества и растворителя (соль, вата, цинк, янтарь – сольватация).

12) Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатор считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я. (Сорбит).

Источник

План недели химии

с 18 по 23 ноября 2013 года

проводится неделя ХИМИИ

Время, место проведения

Викторина с применением КП : «Химическая эстафета»

Викторина с применением КП

«Полимеры в нашей жизни » научно-практическая конференция с КП

« Перекрестки естественных наук »

« Вселенная» устный журнал

Выставка рисунков «Вселенная глазами школьников»

На мероприятия приглашаются все желающие, за активное участие

и правильные ответы будут присуждаться баллы которые в конце

недели будут суммироваться.

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

Форма проведения : викторина

Цели мероприятия : Развивать познавательный интерес учащихся к химии. Вспомнить и узнать о существовании некоторых химических элементов, происхождении их названий.

2. Техника безопасности в кабинете и на занятиях

— Жертвы химического эксперимента

— Повторим правила техники безопасности весело

3. Химические элементы таблицы Менделеева Компьютерная презентация « Элементы таблицы Менделеева »

Зажигание костра водой

6.. Подведение результатов викторины, награждение.

hello html m1ce810e7

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

Форма проведения : викторина

Цели мероприятия : расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно – популярной литературой, развивать творческие способности.

Оформление и оборудование: караоке для «музыкальных пауз».

Методы и приемы : словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.

С неведомой доныне силой,

Щадящей в око время нас,

Дыханье космоса пронзило

Былинку каждую сейчас.

Активное участие в викторине принимайте, свои знания выявляйте!

hello html 6f5572e

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

«Полимеры в нашей жизни »

Форма проведения : научно-практическая конференция в сопровождении с компьютерной презентацией

Цели мероприятия : изучить структуры, свойства и применение различных полимеров, а также поднять вопрос об утилизации полимерного мусора.

— сравнить природные и искусственные полимеры;

— рассмотреть применение полимеров в деятельности человека;

— провести опыт с полиакрилатом и сделать выводы;

1. Полимеры в жизни человека

2. История полимеров

3. Структура полимеров

4.Классификация и свойства полимеров

5.Природные и искусственные полимеры

6.Применение полимеров и изделия из полимеров

— Вопросы по теме научно-практической конференции

hello html m4493b4ea

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

«Перекрестки естественных наук »

Форма проведения : КВН

Цели мероприятия : Развивать познавательный интерес учащихся к химии. Показать взаимосвязь естественных наук: физики, химии, биологии, географии..

4… Заморочки из бочки

5… Конкурс капитанов

hello html 70a9d10b

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

Форма проведения : устный журнал в сопровождении с компьютерной презентацией

Цели мероприятия : изучить строение вселенной, а также организовать выставку рисунков учащихся.

2. Что мы знаем о вселенной

3… Вселенная в рисунках учащихся

4… Занимательно о вселенной.

5… ИТОГИ УСТНОГО ЖУРНАЛА

hello html m615e8cf4

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

Витрина « Недели химии», расписание, кроссворды, конкурсы

Роль химии в жизни человека

Д.И. Менделеев – великий химик

«Техника безопасности на уроках химии (весело )»

« Химический алфавит», « Элементы таблицы Менделеева »

« Перекрестки естественных наук »

« Занимательно о вселенной »

Зажигание костра водой

15. Анализ красителей жевательной резинки

16. Возгорание без спички (селитра, уголек и сера)

17. Вспышка с выстрелами ( бертолетовая соль и сера)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Средняя

общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов»

Неделя химии в школе

«В мире интересных фактов»

Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем

hello html 408f3f85

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

Зачем нам нужна эта химия?

Что же полезного в ней?

Ведь алгебра, музыка, физика

Намного, наверно, важней.

Ведь алгебра, музыка, физика

Ведут человека вперед

Без них наша жизнь немыслима

Без них человек не живет.

Но химия – самая важная

И больше других нам нужна

Откуда у нас напитки?

Откуда у нас лекарства,

Косметика, мыло, духи,

Ткани, квартиры, убранство?

Всем химии обязаны мы.

Она интересна. Загадочна,

Зачем же нужна эта химия?

Нужна она нам чтобы жить!

hello html 384da36f

Мы проводим в школе для учащихся неделю ХИМИИ

«В мире интересных фактов»

Предметная неделя химии – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета химии, увлекают интересными делами.

Воспитание познавательного интереса . Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным, нам кажется, формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.

Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких – “сломать” стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Список использованной литературы

Леенсон И.А. Удивительная химия. – Издательство: Энас. – 2009.

Аксенова А.А. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – Издательство: Аванта+. – 2007.

Савина Л.А. Я познаю мир. Химия. – Издательство: ООО «Издательство АСТ». – 2007.

Источник

Разработка предметной недели по химии

Просмотр содержимого документа
«Разработка предметной недели по химии»

Предлагаю вашему вниманию разработку предметной недели по химии для 8-11 классов. Все мероприятия недели направлены на сплочение классного коллектива, развитие творческих способностей учащихся, активизацию учебно-исследовательской и познавательной деятельности школьников, повышение интереса к химии. В процессе предлагаемых КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, получают возможность развить свои способности.

С 10 по 15 апреля в нашей школе проводится неделя химии

«В мире интересных фактов»

Ответственные за проведение

Открытие недели химии. Конкурс рефератов на тему «Выдающиеся открытия в области химии»

Принимают участие учащиеся 8-11 классов.

Учитель химии Любогощинская Е.Н.

Игра «Путешествие по континенту химия».

Учитель химии Любогощинская Е.Н.

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм.

Радиопередача о великих ученых – химиках.

Учитель химии Любогощинская Е.Н.

Устный журнал для старшеклассников

«Антиреклама курения». (10 – 11 классы.)

Учитель химии Любогощинская Е.Н.

Артстудия « Мы против наркотиков» Просмотр фильма « Черная метка»

Подведение итогов, награждение участников.

Тема: « Путешествие по континенту Химии».

Технологии: игровые технологии (педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся).

Игровая форма обучения – один из видов учения. Данная игра является дидактической, так как обязательным ее элементом является обучение и в сочетании с элементами занимательности, динамичности, личностного участия каждого ученика усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, который привлекает учащихся.

Учебная цель: провести в увлекательной форме своеобразный смотр знаний учащихся 8 класса и проверить сформированность у них различных умений.

расширение и углубление знаний по теме «Первоначальные химические понятия»;

развивать мышление, умения делать логические выводы;

развивать навыки работы с интерактивной доской, способствовать установлению межпредметных связей;

учить логически рассуждать, вести дискуссию;

воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.

Правила игры. На столах размещаются таблички с названиями команд. Перед началом игры каждый участник получает бейджик с названием своей команды. Игроки рассаживаются за свои игровые столы. Названия могут быть следующими: «101 элемент», «Атомные люди», «Фортуна», «Эрудит» и другие. Игра проходит как путешествие.

Содержание мини – игр.

Ведущий. Уважаемые участники! Вы начали изучать интересную и сложную науку химия. Помните, знания любят упорных и настойчивых. Ленивым и любопытным знания в руки не даются. Пришло время показать свои знания. Мотивация. Ведущий сообщает девиз игры. Девизом игры служат слова Паскаля «Наши знания не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен». Прошу занять свои места. Маршрут путешествия перед вами. Победит та команда, которая наберет наибольшее число баллов (за каждое задание можно получить 1 балл, но за недочеты жюри имеет право снимать десятые доли от балла, затем в конце производится общий расчет).

1 этап Конкурс «В стране химических загадок»

Ведущий загадывает загадки, а команды по очереди отвечают. Если команда не знает ответа, ход передаётся следующей команде. За правильный ответ даётся по 1 баллу.

1.Давно известно человеку

Она тягуча и красна

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

В конце периода стоит

В нем вода и та горит. (Фтор)

Как вдохнешь зеленый газ

Так отравишься сейчас (хлор).

К восьмой группе отнесен

В честь России назван он (рутений)

Прославлен всеми письменами

Металл испытанный огнем

Манил к себе людей веками

Алхимик жил с мечтой о нем. (золото)

Седьмой группы элемент

И в природе его нет(астат)

Был металл серебристо-белым

В соединении стал мелом (кальций)

Я светоносный элемент

Я спичку вам зажгу в момент

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

Он безжизненным зовется

Но жизнь без него не создается (азот)

Гость из космоса пришел

В воде приют себе нашел (водород)

2 этап Конкурс «Угадай-ка»

Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.

Определите химический элемент:

1. атомная масса = 32 число нейтронов = 16.

2. число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4 атомная масса =119

4. элемент 3 периода II А группы.

5. элемент IV B группы, атомная масса = 91.

6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомная масса = 79 число нейтронов = 45

8. число электронов = 24.

8 Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.

3 этап Конкурс «В стране химической посуды Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.

Вам необходимо принести: воронку, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу плоскодонную, фарфоровый тигель, ступу.

Вам необходимо принести: химический стакан, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровую чашку, пестик

Вам необходимо принести: мерный цилиндр, ступку, колбу коническую, фарфоровый тигель, химический стакан.

4 этап «Государство веществ»

Слово анаграмма произошло от греческого выражения, дословно означающего «перестановка букв». 1 бал за каждое правильное слово.

Ведущий. Путешествие подошло к концу. Вы узнали много нового и полезного. Поблагодарим жюри за беспристрастное отношение к командам, болельщиков, игроков, все они рискнули сегодня отправиться в это нелегкое и интересное путешествие. Тем, кому сегодня не повезло, еще представится возможность подняться на самый высокий пьедестал и отыграться в следующем сезоне. До новых встреч!

«Антиреклама курения». (10 – 11 классы)

Мероприятие проводится в красочно оформленном зале.

Оформление и оборудование: На стенах могут быть цветные плакаты: «Не вреди своему здоровью», «Спорт или сигареты», «Опасность растет с каждым шагом», «Свежий воздух укрепляет здоровье», «Выходной – на свежий воздух»; таблицы и рисунки: «Количество вредных веществ, образующихся при выкуривании одной пачки сигарет», «Сокращение жизни курильщиков в зависимости от числа выкуриваемых сигарет и от возраста»; карикатуры из сатирических журналов, высмеивающие курильщиков. Учащиеся выпускают стенгазеты со статьями: «Почему люди курят?», «Расплата наступает непременно», «Письмо курящей девушке», «Как вырваться из табачного плена?», «Береги здоровье смолоду» и т.п. На отдельных плакатах написаны высказывания известных людей: «Не огорчайте Ваше сердце табачищем!» (И.А. Павлов), «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой». (И. Гете), «Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других!» (Н. А. Семашко), «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. Бальзак), «Быть хорошо рожденным – право каждого человека» (Л.Н. Толстой).

Цель мероприятия: « В здоровом теле – здоровый дух»

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о влиянии курения на жизнь человека, формировать навыки здорового образа жизни.

Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа.

До изложения основного материала ребятам предлагается ответить на несколько вопросов самостоятельно. В тетрадях составляется таблица с графами: «№ вопроса», «Ответ в начале урока», «Ответ в конце урока».

1) При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, какой содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

2) Сколько известных канцерогенных (вызывающих заболевания раком) веществ содержится, в среднем, в одной сигарете? 4? 8? 12? 15?

3) Какой орган, наряду с легкими, больше всего страдает от последствий курения?

4) Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?

5) Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?

(Называются разные варианты ответов, верный – около литра).

6) Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?

7) Что означает понятие «пассивное курение»?

Школьники отвечают на вопросы письменно, если нет ответа – ставят прочерк в таблице. Учитель обращает внимание на то, что в ходе рассказа обязательно прозвучит правильный ответ. Повторный письменный опрос проводится в конце мероприятия. (Школьники сумеют убедиться, что они получили новую информацию).

Ведущий 1: В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья вывезли семена в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити Табаго. При курении происходит сухая термическая перегонка содержимого листьев табака. Из табачного дыма в настоящее время выделено свыше 1200 различных веществ. Среди них производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные и ароматические углероды, стерины, спирты, эфиры, альдегиды, кетоны, хиноны, нитрилы, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин и его производные), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного поло-ния – 210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксид углерода (II), оксиды азота, синильная кислота и др.

Из них свыше 50 оказывают выраженное вредное влияние на организм человека.

Ведущий 2: При сгорании листьев табака образуется дым, который содержит много разных веществ. Никотин – одно из сильнодействую-щих вредных веществ, содержащихся в табаке, получил свое название от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1560 г. французской королеве Екатерине Медичи указывал на якобы целебные свойства этого растения (от головной боли). Как действует никотин на организм?

– на нервную систему, как яд;

– никотин сужает кровеносные сосуды;

– никотин вызывает серьезное привыкание.

(Здесь уместен вопрос: если сосуды сужаются, то как это сказывается на работе сердца? Школьники вместе с преподавателем приходят к выводу, что работа сердца затрудняется.)

Ведущий 3: Табачная смола образуется при сгорании листьев табака и содержит вещества, вызывающие заболевания раком (канцерогенные). Если человек выкуривает в день пачку сигарет, то в его легких оседает около литра этой смолы. Даже фильтры сигарет, мундштуки мало мешают проникновению вредных веществ в организм человека. В одной сигарете содержится, в среднем, около 15 канцерогенных веществ.

Угарный газ – этот газ опасен тем, что он очень «любит» эритроциты (красные кровяные клетки). Основной обязанностью эритроцитов является перенос кислорода ко всем клеткам нашего организма. Многие клетки страдают, т.к. угарный газ (СО) занимает место кислорода. В первую очередь, страдают самые нежные и «капризные» клетки нервной системы – ухудшается память, наступает бессонница. Часто болит голова.

Используя таблицу «Дыхательная система», учащиеся вместе с учителем рассматривают «путешествие» табачного дыма по дыхательным путям. Табачная смола оседает в легких, вызывая их загрязнение. Школьники могут вспомнить, что в легких есть клетки – чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением им справиться трудно. Учитель акцентирует внимание на то, что вредные вещества попадают не только в легкие курящего человека, но и в легкие окружающих его людей. Происходит объяснение понятия «пассивное курение».

Ведущий 4: Вся коварность курения заключается в том, что к никотиновому яду возникает быстрое привыкание. Дурная привычка переходит в бытовую наркоманию – никотинизм. Установлено, что среди людей, страдающих хроническими заболеваниями, курящих почти в 3 раза больше, чем некурящих. У 36% курильщиков наблюдаются заболевания органов пищеварения, у 20% – органов дыхания и у 11% – заболевания сердца и сосудов. Курение и здоровье несовместимы. Статистически известно, что около 80% всех курильщиков начинают курить в школьном возрасте. Многие болезни, связанные с курением, проявляются через 10 – 15 лет после того, как человек начал курить.

Ведущий 1: Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Задумайтесь над этим фактом! Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения курением.

Какое решение примете вы?

– не будете курить вовсе;

– будете курить мало;

– продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни.

(Далее можно рассказать о способах бросить курить).

Ребятам можно предложить ответить на вопросы анкеты «Завзятый ли вы курильщик?» Тестирование лучше проводить анонимно.

Тест «Завзятый ли вы курильщик?»

1) Сколько сигарет вы выкуриваете в день?

0 баллов – до 15; 1б – 15 – 25; 2б – более 25 шт.

2) Каково содержание никотина в сигаретах, которые вы курите

0 б – до 0,8 мг; 1б – 0,8 – 1,5 мг; 2б – более 1,5 мг.

3) Глотаете ли вы дым, когда курите?

0 б – никогда; 1б – иногда; 2б – всегда

4) Когда вы больше курите: с утра или во второй половине дня?

1 б – с утра; 2 б – во второй половине дня

5) Когда вы выкуриваете первую сигарету?

2б – утром, натощак 1 б – после завтрака 0 б – позже

6) Курите ли вы, когда болеете?

7) Какая сигарета доставляет Вам большее удовольствие?

1б – первая; 0б – последующая

8) Трудно ли для вас не курить в общественных местах?

Суммируйте полученные баллы.

0 – 3 балла. Ваш организм еще не успел свыкнуться с курением. Вам легко бросить эту вредную привычку.

4 – 6 баллов. Вы уже пристрастились к сигарете. Нужно немедленно бросить курить.

7 – 9 баллов. Ваш организм уже зависит от никотина. Если будете продолжать так же много курить, положение быстро ухудшится.

10 и более баллов. Можете считать, что Вы прикованы к сигарете. Чтобы бросить курить, Вам понадобится много терпения и силы воли, но сделать это необходимо.

Далее проводится повторное анкетирование – повторяются вопросы анкеты, которая давалась в начале. Школьники записывают ответы в таблицу. По окончании мероприятия можно предложить заполнить таблицу «Положительные и отрицательные стороны курения» с графами: «Положительные стороны курения для человека», «Отрицательные стороны для курящего», «Отрицательные стороны для окружающих». Эту таблицу ребята могут заполнить дома, вместе с родителями.

Закончить мероприятие можно стихотворением Д. Бершадского:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Универсальный информационный портал
Adblock
detector