Неделя филологии в школе план мероприятий

Конспект мероприятия «Неделя филологии»

Конспект школьного мероприятия

Ответственные: учителя русского языка и литературы учителя английского языка.

— в начале недели на стенд вывешивается план мероприятий и таблица (см. Приложение 1), в которую выставляются баллы за участие класса в мероприятиях. В пятницу подводятся итоги и награждаются самые активные классы (шаблоны дипломов – см. Приложение 2).

— «Слово дня»: в течение недели на школьном стенде появляются листовки со значениями слов и листовки с правильным ударением в словах (см. Приложение 3). На каждом уроке русского языка учащимся дается задание составить с этими словами предложение, а затем прочесть его.

ответственные педагоги на протяжении недели готовят с учащимися мини-проекты по своим направлениям (литература, русский язык, английская филология). Выступление с докладами – между раундами «Своей игры».

Ежедневно – «Слово дня»

(листовки со значениями слов и листовки с правильным ударением в словах – см. Приложение 3).

Понедельник – «Лингвистический парад высказываний о русском языке»

(каждый класс выбирает высказывание о русском языке, оформляет его, затем формируется общая выставка).

Вторник – тематические классные часы:

«Увлекательная этимология» (русский язык) – 7-9 классы.

«Тайный смысл русских сказок» (литература) – 5-6 классы (см. Приложение 4)

«Забытые на полках…» (сообщение об детский писателях, английская филология) – 10-11 классы.

Среда – тотальная проверка грамотности, диктант «Грамотей»

(учащимся необходимо исправить ошибки в словарных словах и записать правильный вариант – см. Приложение 5).

Пятница – филологическая «Своя игра» (см. Приложение 6)

(В игре участвуют учащиеся 5-11 классов. Выбираются представители от каждого класса, всего 9 человек. Они делятся на тройки игроков – по количеству раундов в игре. Победители раундов выходят в финал)

Пояснение к презентации «Своя игра»

Игра состоит из 3-х раундов. В каждом – три категории вопросов, стоимостью 100, 200 и 300 очков. Чтобы перейти к вопросу, нажмите на нужную цифру. Чтобы вернуться обратно – нажмите на фразу «Вернуться к вопросам». Чтобы перейти к следующему раунду – нажмите на фразу «Следующий раунд». В финале участники методом исключения выбирают один вопрос. Нажмите на название вопроса, и он исчезнет. Чтобы перейти непосредственно к вопросу, нажмите на желтый ромб.

При желании вы можете вставить в презентацию другие вопросы и переименовать категории.

Если презентация не воспроизводится на вашем компьютере, попробуйте установить Microsoft Office 2016 (устанавливается только на Windows 8 и на Windows 10).

Источник

Общешкольная Неделя русского языка и литературы: план проведения и программа

Оксана Иноземцева
Общешкольная Неделя русского языка и литературы: план проведения и программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №2

Неделя русского языка и литературы

Автор: Иноземцева О. В.

Введение. Пояснительная записка…3

Основная часть. Методическая разработка предметной недели…. 3

Глава 1. Цели и задачи….3

Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели….3

Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы. ….…. 6

Приложение 1. План проведения Недели русского языка и литературы… 8

Приложение 2. Программа недели русского языка и литературы…. 9

Приложение 3. Информационный листок…11

Приложение 4. Материалы для словарных диктантов…. 12

Приложение 5. Высказывания о русском языке …13

Приложение 6. Сценарии некоторых мероприятий недели…. 14

Введение. Пояснительная записка

Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т. к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.

Основная часть. Методическая разработка предметной недели.

Глава 1. Цели и задачи.

• Создание условий для развития интереса к изучаемым предметам.

• Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

• Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

• Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.

• Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.

• Создание праздничной творческой атмосферы.

Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели.

Вся Неделя строится на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие, успех. Отсюда несколько принципов еёреализации:

«Реклама – двигатель прогресса

Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала предметной недели вывешивается яркое объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого крупного мероприятия, проводимого в рамках Недели. Кроме этого каждый классный коллектив получает информационную карточку-задание. Накануне первого дня недели оформляется информационный стенд, содержащий название Недели, её девиз, эмблему, «Календарь Недели», ярко оформленные викторины и кроссворды и т. д.

«Важней всего погода в доме!»

Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому по всей школе вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова, такими, например,как:

— Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В. Г. Белинский)

— Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Н. Толстой)

та же добыча радия.

единого слова ради

«Информировать и будоражить умы»

В конце каждого дня на информационном стенде появляется «Боевой листок», содержащий отчёт о прошедшем дне: о проведённых мероприятиях, о самых интересных событиях, об участниках этих мероприятий и их результатах. Обязательно итоги проводятся сразу после мероприятия, выявляются призёры и победители, если это конкурсы. Их имена тоже размещаются в «Боевом листке». Кроме этого ежедневно за 5-7 минут до окончания большой перемены проводятся радиопередачи, которые транслируются через школьный радиоузел (при его отсутствии – музыкальный центр с колонками и микрофоном в фойе школы). Радиопередача включает в себя информацию о вчерашнем дне и рассказы из серии «Занимательный русский язык», «Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…».

Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся или хотя бы большинство из них. Поэтому нужно создать и организовать Неделю так, чтобы вольно или невольно каждый учащийся школы принял в ней участие. То, что описано выше,уже вовлекает в процесс весь коллектив образовательного учреждения: от учащихся до учителей. Этому же должны способствовать и некоторые мероприятия предметной Недели:

• занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;

• словарные диктанты (конкурс на самого грамотного, также организуемые в ходе уроков русского языка;

• мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках и др. ;

• оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы: «Поэты Севера», «Учись учиться», «Это интересно» и др.

Кроме этого в каждом классе создаются группы:

Летописцы – ведут дневник Недели, внося в него отзывы и рецензии о прошедших мероприятиях, их результаты, творческие работы участников.

Учёные, знатоки –готовят презентации, мини-исследования и выступают с ними перед одноклассниками или учащимися других классов.

Книголюбы – организуют книжные выставки, готовят и проводят «Книжное обозрение» для одноклассников, а также выступают с рекламой книг на мероприятиях Недели.

Писатели – пишут сочинение (в жанре эссе, сказки или др.)на одну из лингвистических тем:

• Похвальное слово знакам препинания.

• Прибежал Чудак – Восклицательный знак.

• Как делаются слова?

• Подружки-хохотушки (безударные гласные о-а, и-е)

• Приключение в мире слов.

• История твоей фамилии.

• Как зовут твоих одноклассников.

• О чём рассказывают названия городов, рек и др.

Безусловно, здесь не обойтись без помощи и поддержки классных руководителей. Таким образом, вовлечёнными в Неделю русского языка и литературы оказываются и педагоги.

«Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»

При современной учебной нагрузке школьников важно при проведении внеурочных мероприятий, чтобы они не занимали много времени и не создавали новую нагрузку, поэтому для проведения мероприятий Недели мы выбираем конкурсно-игровые программыпо образцу популярных телевизионных шоу и игр: «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр.

Самыми значимыми при проведении Недели русского языка и литературы являются мероприятия, открывающие и закрывающие неделю: Лингвистический парад и Парад литературных героев. Они должны быть яркими, экспрессивными, запоминающимися.

«Лингвистический парад» (по сути, школьная линейка в нетрадиционной форме, которая проводится на одной из перемен в продолжение 15-20 минут) проводится в первый день Недели. Его ведёт Церемониймейстер, который «командует» присутствующими на «параде», приглашает для приветствия короля Русский язык и королеву Литературу. После приветствия «их величеств», каждый класс (группа) выступают с приветствием королю и королеве.

«Парад литературных героев требует большей подготовки и фантазии. Это театрализованное представление. В начале вечера вновь появляются король Русский язык и королева Литература. Вновь ведёт его церемониймейстер. Во вступительной части звучит небольшой стихотворный монтаж о русском языке и литературе. Затем начинается «парад литературных героев». Каждый класс (группа) представляют одного-двух литературных героев, инсценирует характерные эпизоды из произведений. Этот момент полностью зависит от фантазии и пристрастий школьников и классных руководителей, организаторы Недели оказывали только консультативную помощь в подготовке.

Заключительная часть вечера – подведение итогов конкурсов, проводимых в ходе всей Недели (викторины, разгадывание кроссвордов, на самого грамотного и т. д.) и итогов всей Недели. Объявляются победители в номинациях «Самый активный класс» и «Самый горячий поклонник русского языка». Все победители и призёры выстраиваются на сцене и проходят торжественным парадом по залу.

Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник длиною в пять учебных дней. Активное участие принимают все учителя и их воспитанники. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, в том числе занятия с применением ИКТ.

Результативность Недели русского языка и литературыопределяется следующими критериями:

• активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;

• привлечение других специалистов, общественности;

• состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;

• уровень культуры участников Недели.

Все эти показатели довольно высокие.

Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.

План

проведения Недели русского языка и литературы, посвящённой Всемирному Дню родного языка (21 февраля)

17.02.16. Открытие недели. Лингвистический парад.

18.02.16. Занимательные уроки Королевы Литературы и Короля Русского Языка.

19.02.16. Самый грамотный!

20.02.16. Подведение итогов. Закрытие Недели русского языка и литературы.

Программа Недели русского языка и литературы, посвящённой Всемирному Дню родного языка (21 февраля)

Дата проведения: 17.02.16. – 20.02.16.

Время Место проведения Виды мероприятий Классы Ответственные

1-я большая перемена Акт. зал Открытие недели. Лингвистический парад 5-11 Классные руководители

2-я большая перемена Акт. зал Конкурс юных поэтов 5-11 Классные руководители

Уроки русского языка и литературы По расписанию Учителя русского языка и литературы

2 урок «Секрет корней

В течение дня Библиотека Выставка полезной книги Все желаю

1-й урок Конкурс словарных диктантов 5-11кл Учителя-предметники

2-й урок Конкурс высказываний о русском языке «Что для меня русский язык» 5-11кл Учителя-предметники

1-я большая перемена Парад литературных героев 5-11кл. Классные руководители, консультация у преподавателей русского языка.

2-я большая перемена Награждение 5-11кл. Яковлева О. В., Гаврилюк А. А.

В течение недели:

Конкурс высказываний о русском языке писателей и поэтов на ватмане. Ощепкова Т. А.

Конкурс компьютерных иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина + рисунки от руки!

Поделка к сказкам из любого материала. Учителя русского языка и литературы

Оформление книжек-раскладушек. Учителя русского языка и литературы

Выставка полезной книги. Шорина М. В.

Объявление о мероприятии, сценарий открытия и закрытия Недели русского языка и литературы. Иноземцева О. В.

С 17 по 20 февраля в нашей школе проводится неделя русского языка и литературы, посвящённая празднованию Дня русского языка (21 февраля).

Вам предлагается приготовить от вашего коллектива к этой неделе следующее:

• Приветствие Королю Русскому языку и Королеве Литературе к лингвистическому параду;

• Стихотворение собственного сочинения на конкурс чтецов;

• Высказывание о русском языке и литературе на ватмане;

• Компьютерную иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина или рисунок от руки, поделку к сказкам из любого материала.

• Подобрать материалы и оформить страницы к книжке-раскладушке на тему «Это интересно» (рус. яз, «Литературные места России» или «Писатели и поэты России» (лит-ра) не менее чем из 3-х страниц;

• Приготовить костюмы и представление литературных героев на 2-3 минуты.

За дополнительной информацией обращайтесь

к учителям русского языка и литературы.

Желаем вам успеха и надеемся на активное участие в мероприятиях недели!

Материалы для словарных диктантов

Родина: Отчизна, Русь, Россия, отчий дом, Отечество, Российская Федерация, гуманизм, гуманный, Великая Отечественная война, Брестская крепость, Одесса, Севастополь, патриот, ветеран, чувство долга, участвовать, священный, труженик, природа, долина, равнина, территория, Санкт-Петербург, Адмиралтейство, Пискаревский мемориал, Исаакиевский собор, Марсово поле, Эрмитаж, Русский музей, столица, Москва.

Труд: профессия, будущее, признание, наслаждение, приобщение, уважение, преобразить, добросовестный, трудолюбие, честность, неравнодушие, коллектив, труженик, сопричастность, активная жизненная позиция, врач, строитель, преподаватель, инженер, библиотекарь, токарь, слесарь, шофёр, авиаконструктор, электросварщик, космонавт, творческий труд, заинтересованность, поощрение, участник, участвовать, чувствовать, привилегия.

Школа: вестибюль, коридор, лестница, кабинет, учительская, директор, завуч, преподаватель, библиотекарь, портфель, готовальня, карандаш, чертеж, конспект, пятиклассник, семиклассник, информация, сообщение, диспут, расписание, предмет, биология, литература, география, математика, гуманитарный, цикл, реферат, доклад, дисциплина, сбор, фестиваль, субботник, товарищ, ровесник, сверстник, каникулы.

Искусство: искусный, талантливый, гениальный, искусствоведение, автор, классик, театр, актёр, режиссер, дирижёр, пьеса, драматург, драма, комедия, трагедия, водевиль, монолог, диалог, живопись, орнамент, акварель, лауреат, фойе, гардероб, партер, балкон, галерея, сцена, занавес, декорация, балет, цирк.

Высказывания о русском языке

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

Олесь Гончар. Украина

Берегите чистоту языка, как святыню!

Сценарии некоторых мероприятий недели

Открытие предметной недели русского языка и литературы (1 перемена)

Добрый день! Дорогие друзья!

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

(На сцену под музыку выходят Король Русский язык и Королева Литература. У королевы в руках письмо)

Что загрустила, дорогая Королева? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

Королева: Да, письмо-то меня и озадачило. Оказывается, не перевелись ещё на Руси безграмотные люди! Одни писать правильно не умеют, другие книг не читают. Грустно и обидно!

Да, дорогая Литература! Надо срочно что-нибудь придумать!

Ваше величество, Король Русский Язык, королева Литература! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, не знает ни культуры общения, ни этикета,ни элементарного: «Добрый день!»:Мы ему говорим: «Стой! Здесь люди умные, много красивых фраз знают, не любят, когда из уст собеседника брань льётся»,а он говорит что-то для нас непонятное: «А мне плевать! Пошли вон, мымры! Чё хочу, то и ворочу!» Мы к такому общению не привыкли!

Король Русский язык:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева Литератрура:: (Поправляет корону)

— Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Литературой! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Королева Литература:

Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Назови мне самого талантливого нашего соотечественника, который к русскому языку народ русский приучил? Который прелестные фразы умел строить так, что до сих пор не превзойдён в этом искусстве?

Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор. Нашли, чем пугать. Не знаю я.

Федя: Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение на карточках или мини-доске выносят слуги.)

Король Русский язык:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…

Королева Литература: Прочитай, что у тебя получилось.

Федя: Казнить, нельзя помиловать!

Король Русский язык:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и тащат его в сторону)

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А тут жизнь решается.

Королева Литература: Ладно, думай. А гения нашего Александром Сергеевичем Пушкиным зовут….Смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О!Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово «казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Король Русский язык: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой. Если можно.

Король Русский язык: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят.Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно

(предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.

Королева Литература: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, а чтобы расширить свой словарный запас, надо книги читать.

Король Русский язык:

А я, ребята, считаю, что таких Нуфедь среди нас немного.

Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они с успехом читают литературу. И сегодня они это продемонстрируют.

Королева Литература:

А знаете ли вы, ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы вспомнить этот праздник и открыть в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы и Короля разрешите неделю считать открытой.

Ведущий: Разрешите поздравить всех с открытием Недели русского языка! Слово для приветствия Королю Русскому языку и королеве Литературе предоставляется учащимся.

(Учащиеся читают стихи о русском языке, о литературе, о словарях, книгах и т. д., песни)

(2 перемена) Конкурс чтецов.

Ведущий: Пиши, поэт! Слагай для милой девы

Симфонии сердечные свои!

Переливай в гремучие напевы

Несчастный жар страдальческой любви!

Чтоб выразить отчаянные муки,

Изобретай неслыханные звуки,

Выдумывай неведомый язык!

Объявляется конкурс чтецов!

Изучение дошкольниками-билингвами русского языка Изучение дошкольниками – билингвами русского языка. В связи с экономической, политической ситуацией в Российской Федерации все больше появляется.

Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное» Тема: «Имя прилагательное» Цель: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном, формирование умения употреблять прилагательные.

Краткий план урока русского языка в 9 классе по теме «Диалог» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Г. Туркестан сш №27 Дата: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 9 Тема урока: Диалог.

detsad 1544163 1525034952Фотоотчет «Неделя чувашского языка, культуры и литературы» С 23 апреля в Чебоксарах стартовала Неделя чувашского языка, культуры и литературы. Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

«Зоопарк». Урок русского языка во 2 классе Итоговая тематическая проектная задача «Зоопарк» 2 класс Тема: «Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Универсальный информационный портал
Adblock
detector